Тема 3. Ценообразование и структура рынка

Признаки, определяющие структуру рынка: количество, размер организации; характер продукции; легкость входа (выхода) на рынок доступность информации; степень влияния производителя на формирование цены. Классификация рыночных структур с позиции влияния экономических агентов (производитель, продавец, покупатель) на формирование рыночной цены: Рынок совершенной конкуренции; рынок монополистической конкуренции; олигополистический рынок; рынок монополий.

Ценообразование на рынке в совершенной конкуренции. Условия необходимые для преобладания совершенной конкуренции. Оптимум объёма производства в условиях совершенной конкуренции. Организация, получающая положительную экономическую прибыль в краткосрочном периоде. организация получающая нулевую прибыль. Организация, несущая убытки в краткосрочном периоде. Равновесие организации (отрасли) в длительном периоде. Парадокс экономической прибыли в модели конкурентного рынка.

Характерные черты рынка монополистической конкуренции. Равновесие цены, объёма производства и затрат при монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах. Конкурентное преимущество организации в условиях монополистической конкуренции. Дифференциация продукции. Специализация продукции.

Ценообразование на олигополистическом рынке. Олигополия, дуополия, олигопсония. Модель ценовых войн Бертрана. Модель Дуополии Курно. Ценообразование по принципу «издержки плюс». Условия возникновения картеля. Квазимонополия – модель лидерства в установлении цен. Теория игр. Дилемма олигополистов.

Черты формирования монополистического рынка. Понятие: монопольная власть, монопсония, двусторонняя монополия. Соотношение спроса, общий и предельной выручки монополиста. Максимизация прибыли монополиста в краткосрочном периоде. Ценовая дискриминация. Понятие монопольной власти. Монопольное равновесие в долгосрочном периоде. Социальная цена монополии. Коэффициент монопольной власти А. Лернера. Методы определения уровня отраслевой концентрации: пороговая доля рынка, индекс концентрации (CR); индекс Линда (IL), индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI).

Понятие естественной монополии. Цены на продукцию естественных монополий. Теория Х-неэффективности. Рекомендации Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по установлению цен естественным монополиями.

Тема 4.Концепция регулирования цен.

Взаимосвязь макро- и микро-регулирования цен: государственного и рыночного механизмов ценообразования. Понятие функции цены: внешнее содержание, внутренняя составляющая. Функции цены: учетная (измерительная); распределительная (перераспределительная); стимулирующая (регулирующая); балансирующая спрос и предложение.

Государственное и правительственное регулирование рынка и цен. Цели и задачи государственного регулирования цен нормами Конституции РФ, Гражданского и Налогового кодекса РФ. Влияние вступления России в ВТО на уровень и структуру цен национального рынка. Правительственное регулирование цен (тарифов): перечня продукции производственно-технического назначения; товаров народного потребления; услуг отраслей топлевно-энергетеческого комплекса (ТЭК). Регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию. Регулирование транспортировки нефти и регулирование цен на коммунальные услуги. Методы регулирования монополий: установление верхнего предела цены; введение паушального налога; введение потоварного налога. Основные сферы государственного регулирования естественных монополий.

Саморегулирование цен. Общественное регулирование цен.

Инфляция и методы её измерения в отечественной практике. Монитарные и немонитарные факторы инфляции. Модель Ф. Кейгена – соотношение объёма государственного сеньоража, инфляционного налога и уровня инфляции. Пофакторный анализ изменения уровня инфляции Филлипса. Основные показатели измерения инфляции: индекс цен; индекс покупательской способности рубля, индекс заработной платы, индекс реальных доходов населения, индекс потребительских цен на товары и услуги населению.

Формы прямого воздействия государства на цены: замораживание цен; фиксирование цен и тарифов; установление предельных наценок, надбавок; декларирование цен. Методы косвенного воздействия на формирование цены: путём изменения величины затрат в структуре себестоимости; путём регулирования доходов производителей и потребителей.

.

Раздел II. Ценовая политика, стратегия и тактика организации.

Тема 5. Политика цен и её содержание.

Сущность и задачи политики цен, осуществляемой государством. Принципы ценообразования: научная обоснованность цен; принцип целевой направленности цен; принцип непрерывности процесса ценообразования; принцип единства и контроля за соблюдения цен.

Содержание понятий ценовая политика организации. Основные этапы процесса ценообразования: изучения рынка; определение целей ценовой политики; определение спроса; анализ и оценка издержек; анализ предложения и цен конкурентов; выбор метода ценообразования; установление окончательной цены.

Стратегические и тактические аспекты ценовой политики организации. Политика жизненного цикла товара (ЖЦТ). Стадии политики ЖЦТ: разработка и вступление товара на рынок; рост; зрелость; падение спроса; исчезновение товара с рынка. Характеристика стали ЖЦТ. Политика цен на новый товар. Дифференциация понятий установление цены на подлинную новинку и установление цены на новый товар-имитатор. Выбор ценовой стратегии по матрице «Цена-качество».

Тема 6. Стратегические подходы к ценообразованию.

Последовательность процедуры выбора стратегии ценообразования: маркетинговые исследования исходной информации; диагностика рынка; стратегический анализ (финансовый, сегментарный, конкурентный); выбор типа ценовой стратегии. Классификация основных випов ценовых стратегии: в зависимости от уровня цен; в зависимости от дифференциации рынков, сегментов и покупателей; в зависимости от агрессивности ценовой политики. Классическая типология ценовых стратегий. Содержание и варианты стратегии премиального ценообразования. Содержание и условия реализации стратегии ценового прорыва. Сущность стратегии нейтрального ценообразования.

Тема 7. Тактические аспекты ценовой политики.

Характеристика основных элементов тактики ценообразования. Экономические приемы тактики ценообразования.

Скидки как элемент тактики ценообразования. Типы и виды скидок: по условиям платежа по системе зачетов; по классификации покупателей. Скрытые, особые и рекламные скидки. Условия эффективного применения скидок. Оптовые скидки: скидки за объём разовой закупки, ступенчатые скидки, кумулятивные скидки. Расчет фактических цен сделок.

Использование наценок в коммерческой деятельности сделок.

Психологические приемы тактики ценообразования. Учет нерациональности поведения покупателей при определении цен и условий продаж.

Тема 8. Методологические основы ценообразования: показатели, подходы, методы определения цены.

Характеристика альтернативных подходов к ценообразованию: противоречия затратного и коммерческого ценообразования.

Сущность затратного ценообразования, достоинства и недостатки. Сравнительный анализ различных методов калькулирования себестоимости продукции. Калькулирование себестоимости по полным издержкам. Способы распределения постоянных издержек. Методы калькулирования по сокращенным издержкам и формирование портфеля заказов метод калькуляции себестоимости, основанный на распределении всех косвенных затрат по технологическим процессам (работа) – метод ABC. Нижняя граница цены.

Определение цены методом целевой прибыли. Затратные методы в оптовой и розничной торговле.

Понятие экономической ценности товара. Условия и предпосылки применения ценностных (коммерческих) методов ценообразования. Последовательность этапов определения экономической ценности товара.

Эволюция методов параметрического ценообразования. Удельное ценообразование: параметрический ряд, удельная цена, расчет удельных цен. Параметрическое ценообразование при одновременном изменении нескольких характеристик товара. Использование различных шкал при оценке значимости и степени изменения параметров товара.

Экспертные методы ценообразования. Формирования экспертной группы. Метод ранговой корреляции. Оценка согласованности мнений экспертов: расчет коэффициента конкордации. Метод структурной аналогии. Агрегатный метод.

Методы ценообразования на конкурсные проекты. Сущность и виды торгов. Ценообразование на продукцию, поставляемую по государственным контрактам. Законодательное регулирование государственных закупок в России.

Качественный анализ условий торгов. Определение желательности победы в торгах с точки зрения задач развития фирмы в целом.

Количественный анализ условий торгов. Выбор цены предложения. Определение вероятности победы в торгах.

Определение цены для целей налогообложения. Обоснование для пересчета цены сделки; сделки между взаимозависимыми лицами; сделки по бартерным операциям; сделки по ценам, отклоняющимся более чем на 20 процентов от цен по идентичным товарам налогоплательщика за непродолжительный период.

Понятие трансфертных цен, внутрифирменных расчетов. Методы трансфертного ценообразования, ориентированные на рыночную текущую цену товара; ориентированные на предельные издержки производства, ориентированные на полные издержки производства, ориентированные на договорные цены. Достоинства и недостатки методов трансфертного ценообразования.

Тема 9. Анализ влияния цен на финансовые результаты экономической деятельности и практика управления затратами и ценами организации.

Классификация затрат для целей ценообразования. Затраты переменные, постоянные, полупостоянные. Понятие возвратных и невозвратных затрат, частично возвратные затраты.

Экономическая модель безубыточности. Бухгалтерская модель безубыточности. Допущенная, принятые при анализе бухгалтерской модели безубыточности. Математический анализ и задачи, решаемые на основе бухгалтерской модели.

Анализ безубыточности решения в ценообразовании. Зависимость финансовых результатов от уровня цен. Расчет точки безубыточности. Расчет масштабов продаж, необходимых для достижения целевой прибыли. Расчет и экономическая интерпретация запаса финансовой прочности.

Анализ безубыточности решений. при изменении постоянных и (или) переменных затрат.

Учет влияния изменения цен на финансовые результаты деятельности фирмы. Анализ безубыточности решений при изменении цен и затрат.

Анализ безубыточности решений по изменению цен при продаже взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров.

Принятие стратегических и тактических решений с учетом перспективы изменений затрат, цен и безубыточности производства. Определение структуры продукции при воздействии лимитирующих факторов. Принятие решений целесообразности снижения или повышения цен. Реакция организации на изменение цен конкурентов.

Раздел 3. Современные подходы к ценообразованию для обоснования перспектив устойчивого развития организации.

Тема 10. Учет риска при принятии ценовых решений.

Понятие и сущность риска. Категория «риск» в исследованиях классической и неоклассической экономических школ. Условия, сопутствующие ситуации риска. Основные черты риска. причины возникновения риска. Функции риска. Классификация рисков.

Методы оценки рисков. Вероятностные методы оценки риска. Статические методы оценки риска. Методы оценки чувствительности результирующих показателей. Метод сценариев. Экспертные методы оценки риска.

Принятие ценовых решений в условиях риска и неопределенности. Принятие решений в условиях риска. Постановка и решение задачи оптимизации ценовых решений, принимаемых в условиях риска. Принятие ценовых решений в условиях неопределенности. Принцип недостаточного обоснования Лапласа. Максиминный критерий Вальда. Минимаксный критерий Севиджа. Критерий обобщенного максимина (пессимизма-оптимизма) Гурвица.

Пути снижения риска принятия ценовых решений. Избежание риска наступления отрицательных последствий как способ снижения риска ценовых решений. Методы снижения риска ценовых решений: страхование, резервирование средств, дифференциация, лимитирование.

Тема 11.Отраслевые особенности ценообразования на рынках товаров и услуг.

Ценообразование и ценовая политика в топливно-энергетическом и минерально-сырьевом комплексах. Факторы, влияющие на уровень цен на нефть и нефтепродукты. Специфика налогообложения и её взаимосвязь с уровнем цен на топливно-энергетические ресурсы. Перспективы развития угольней промышленности и использования альтернативных видов энергоносителей. Практика регулирования цен в топливно-энергетическом и минерало-сырьевом комплексах.

Особенности формирования цен на рынке факторов производства. Формирование цен на продукцию производственно-технического назначения. Ценообразование на рынке научно-технической продукции.

Ценообразование на рынке транспортных услуг. Характеристика транспортных услуг. Регулирование тарифов рынка транспортных услуг: цели, принципы, методы. Специфика формирования тарифов на перевозки железнодорожным транспортом. Виды тарифов на перевозки морским транспортом: классные, постатейные, смешанные. Классификация портовых сборов: государственные, местные, обязательные, сборы за предоставление услуг. Понятие мультимодальных перевозок. Ценообразование на услуги логистических компаний.

Ценообразование на товарных биржах. Понятие биржевых котировок, фьючерсных цен, форвардных цен, цены столкновения.

Ценообразование на фондовых биржах. Ценообразование на фондовые инструменты: акция, облигации, краткосрочные ценные бумаги.

Особенности ценообразования в сфере услуг. Понятие услуги согласно Гражданскому Кодексу РФ. Классификация цен на услуги: по степени государственного регулирования: по способу установления; по способу фиксации; по времени действия; по способу получения информации. Ценообразование на рынке страховых услуг. Ценообразование в жилищно-коммунальном хозяйстве. Ценообразование на услуги здравоохранения и образования. Ценообразование на рынке ценных бумаг.

Цены во внешней торговле. Понятие и способы фиксации контрактной цены. Понятие таможенной цены. Критерии классификации таможенных цен: по объекту взимания, по способу взимания, по способу введения. Понятие таможенной стоимости: по цене сделки; на основе вычитания стоимости; на основе сложения стоимости; резервный метод. Формирование цен на импортируемую продукцию.

Тема 12. Дискуссионные вопросы ценообразования в современных концепциях формирования цены.

Понятие взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров. Взаимосвязь ассортиментной политики процесса формирования цен организации.

Пакетное ценообразование. Формы пакетирования. Условия установления цен на наборы.

Ценообразование с учетом фактора времени. Адаптация цен по времени: распродажа, стабилизация, увеличение.

Ценообразование и электронная торговля. Классификация способов электронной торговли: по способам привлечения, по средствам психологического воздействия на покупателей; по способам совершения покупок; по уровню затрат на организацию торговли и простоте посещения электронных магазинов; по времени выхода на рынок и по спектору товаров. Онлайновые продажи. Онлайновая аренда. Методы ценообразования характерные для электронной торговли: пакетирование, метод «реклама платит за всё», метод одновременного динамичного ценообразования (ОДЦ).

Ценообразованию и оценка бизнеса. Понятие рыночной стоимости и «разумной» цены. Оценочная деятельность при проведении бизнес-операций. Стандарты оценочной деятельности. Подходы и методы оценки бизнеса. Взаимосвязь цены и оценки в системе товарно-денежных отношений.

Тема 13. Социально-экономические аспекты государственной ценовой политики РФ и практика регулирования цен в индустриально развитых странах.

Характерные черты ценообразования и политики цен в дореволюционной России. Государственная политика цен в первые годы советской власти, в период нэпа, в годы довоенных пятилеток развития народного хозяйства. Директивное ценообразование.

Нормативно-законодательная база рыночного ценообразования в РФ. Вопросы ценообразования в Гражданском кодексе Российской Федерации. Определение цены при заключении договора. Определение цены после заключения договора. Цена в отдельных видах договоров: цена недвижимости, цена подряда.

Вопросы ценообразования в Налоговом кодексе РФ. Состав расходов, учитывающих в цене товара. Взаимосвязь налогов и цен. Роль налоговых органов при регулировании цен. Способы расчета рыночной цены для целей налогообложения.

Влияние на механизм ценообразования стратегии экономического развития ориентированной на социальную направленность государственного управления экономикой РФ. Влияние компенсационного подхода на уровень цен.

Практика ценообразования и государственного регулирования цен в зарубежных странах. Основы и принципы регулирования цен в экономике смешанного типа. Характерные черты ценообразования и регулирования цен в промышленно развитых странах. Особенности реформы системы ценообразования и политики цен в КНР. Формирование рыночного ценообразования и политики цен в индустриально развивающих странах Юго-Восточной Азии. Особенности перехода к рыночному ценообразованию в странах Восточной Европы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: