Джордж Бернард Шоу

Как правило, самым распространенным оправданием в защиту убийства животных является утверждение некоторых христиан, что у животных якобы нет души. При этом те, кто отказывают жи­вотным в «праве иметь душу», не могут дать точного определения, что они под ней подразумевают. Вполне возможно, что «душа», которая есть у одних живых существ и отсутствует у других, су­ществует только как абстрактный символ, предназначенный для устранения угрызений совести за убийство тех, к кому он пока не относится. Во время завоевания испанцами Америки в XVI в., цер­ковь объявила, что у индейцев нет души, и поэтому ценность их жизни равна нулю. Спустя два столетия священнослужители обна­ружили что, оказывается, у негров тоже «нет души». Это радостное открытие стало оправданием рабства, многочисленных истязаний и убийств миллионов негров. Оказывается, что церкви достаточ­но постановить — «у них нет души!», чтобы все сразу «прозрели»: «Действительно, у них нет души! Если у них нет души, а у нас есть, значит, мы можем делать с ними все, что захотим — эксплуатиро­вать, унижать, убивать, — и это будет вполне оправданным, а точ­нее — душевным отношением с нашей стороны». Если подумать, то интересный подход получается: некоторые люди способны от­носиться человечно только к тем, у кого «тоже есть душа». А в от­ношениях с теми, у кого, как они считают, души нет, они ведут себя весьма жестоко и бесчеловечно. Или они считают, что не стоит растрачивать свой душевный потенциал во взаимоотношениях с теми, у кого ее все равно нет?

Кстати, на протяжении определенного периода времени цер­ковь утверждала, что у всех женщин тоже нет души. По неизвест­ным пока науке признакам, душу у женщин, негров и индейцев все же «обнаружили». Но где и как ее обнаружили, пока неизвест­но. Если те, кто утверждает, что у животных нет души, смогут внят­но объяснить, что это за субстанция, и почему ее существование признается у одних, в то время как ее долго не могут «найти» у других, то, вполне вероятно, что это объяснение поможет быстрее «отыскать» ее и у братьев наших меньших. Просто сказать, что у кого–то нет души, это еще не значит, что у него ее действительно нет. «Нет души» — это не аргумент здравомыслящего человека, ведь вполне возможно, что в будущем церковь признает суще­ствование души у животных так же, как признала ее существова­ние у негров и у индейцев.

Как рассказывается в жизнеописании Преподобного Сергия Радонежского, он часто читал Святое Писание приходившему из лесной чащи медведю, который внимательно слушал старца, по­корно ложась у его ног. Из этого следует, что этот великий святой и основатель Троице-Сергиевской Лавры (духовной семинарии Московской патриархии), признавал существование души у этого дикого зверя. А пока тем, кого убивают на бойнях, остается только ждать, когда церковь признает существование души и у них.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: