Осия 6:6

И сказал Бог: «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, — вам сие будет в пищу» (Быт. 1:29). В Книге Бы­тия (3:18) содержится еще одно повеление есть овощи. Повинуясь этим указаниям, люди Израиля — десять поколений, от Адама до Ноя — придерживались вегетарианской диеты.

Однако это послушание Божьему закону было недолговеч­но. Ко временам Ноя нравственные устои заметно расшатались. Животных стали приносить в жертву (Быт. 4:4), их шкуры стали но­сить как одежду (Быт. 3:21), и люди начали убивать друг друга (Быт. 4:8, 23). Именно в эту пору, которую Библия описывает как «раз­вращение человеков», Господь пошел на уступки и разрешил есть плоть животных. Согласно классическому труду рабби Самуила X. Дреснера «Еврейские законы о пище», Кашрут (закон о питании) прежде всего учит, что само поедание мяса — в каком-то смысле компромисс...

В идеале человек не должен есть мясо, поскольку для это­го нужно отнять жизнь, убить животное. Тора преподает нам урок нравственности: человек может есть мясо только тогда, когда ис­пытывает в нем особую потребность, лишь время от времени и лишь в небольших количествах... Далее рабби объясняет, что раз­решение есть мясо — «Господня уступка», крайняя мера, вызванная человеческим эгоизмом и глупостью. Но Господь ясно указывает, как важно почитать всякую жизнь, и в доказательство рабби ссы­лается на многие отрывки из Писания: «животным дозволялось отдыхать в субботу (Исх. 23:12); пахать на запряженных вместе воле и осле запрещалось, поскольку их силы неравны, и более слабый страдал бы, стараясь не отстать от более сильного» (Втор. 22:10); «если кто найдет птичье гнездо, он не должен брать вместе с птенцами мать; сперва следует отпугнуть ее, чтобы пощадить ее чувства» (Втор. 22:6); «волу, молотящему в поле, нельзя «за­граждать рот» (Втор. 25:4). «Согласно иудейской традиции, — за­ключает рабби Дреснер,— когда рождается детеныш животного, его нельзя забирать от матери по крайней мере первую неделю».

Используя в качестве примера все эти призывы к милосер­дию, Дреснер указывает, что Библия учит почтению ко всякой форме жизни. Это состояние, при котором человек ощущает по­чтение ко всем божьим созданиям, иудейские ученые описывают как «Эдемское состояние», поскольку именно так жили первые люди в райском саду. Кроме того, еврейская традиция гласит, что человек вновь обретет Эдем с приходом Мессии. Поэтому, что­бы достигнуть более высокой степени духовного совершенства, многие иудейские мыслители приняли вегетарианскую диету для подготовки к пришествию Мессии. Например, Шломо Горен, быв­ший Верховный Раввин Ашкенази, — убежденный вегетарианец. Один из крупнейших экзистенциальных философов и современ­ных еврейских мыслителей Мартин Бубер (1878—1965) также предпочитал воздерживаться от мясной пищи. Исаак Башевис Зингер, получивший Нобелевскую премию 1978 г. по литерату­ре, и Шмуэль Йозеф Аньон, еще один нобелевский лауреат, — эти еврейские писатели придерживаются того мнения, что в основе вегетарианства лежит учение о доброте к животным. Рабби Давид Розен, бывший Верховный Раввин Ирландии и Шеар Йашув Коэн, Верховный Раввин Хайфы, всецело поддерживают вегетариан­ский образ жизни. Верховный Раввин Кук активно высказывался в пользу вегетарианства. Его небольшой буклет на иврите «Ви­дение вегетарианства и мира» — одна из самых убедительных и плодотворных работ об иудейском вегетарианстве.

Ислам

В Коране содержится много важных изречений, касающихся пи­тания: «И знамением для вас — земля мертвая; мы оживили ее и вывели из нее зерно, которое вы едите. Мы устроили на ней сады из пальм и виноградника и извели из нее источники. Чтобы они ели плоды их и то, что сделали их руки. Разве же они не возбла­годарят?» (сура 36, ст. 33–35); «Он выращивает для вас посевы, маслины, пальмы, лозы и все плоды; поистине, в этом — знамение для людей размышляющих!» (сура 16, ст. 11). «Подумайте о пище, которую едите. Господь послал обильный дождь, и пошли бороз­ды по земле, и сделал так, чтобы росли злаки, и лозы, и травы, оли­вы и пальмы, и сады, и плоды и пастбища, на радость вам и скоту вашему». «Аллах ниспослал с неба воду, оживил ею землю после ее смерти. Поистине, в этом — знамение для людей, которые слу­шают! Для вас и в вашем скоте — назидание. Мы поим вас из того, что у них в желудках между калом и кровью, молоком чистым, приятным для пьющих. И из плодов пальм и лоз вы берете себе напиток пьянящий и хороший удел. Поистине, в этом — знамение для людей разумных! И внушил Господь твой пчеле: «Устраивай в горах дома, и на деревьях, и в том, что они строят; потом питайся всякими плодами и ходи по путям Господа твоего со смирением». Выходит из внутренностей их питье разного цвета, в котором ле­чение для людей. Поистине, в этом — знамение для людей, кото­рые размышляют!» (Коран, сура 16, ст. 65–69).

В конечном итоге, Коран призывает мусульман есть пита­тельные, полезные для здоровья плоды. Коран подчеркивает, что «Пророк побуждает к доброму и удерживает от неодобряемого, разрешает блага и запрещает мерзости» (Коран, сура 7, ст. 157). Скрытый смысл этого изречения прояснил Аль-Газали (1058–1111 гг.), один из блистательных исламских философов. В своей книге «Ihya Ulum ul-Din» он писал: «Если поесть мяса коровы, начнется болезнь, ее молоко — здоровье, а топленое коровье масло — ле­карство. Праведная пища ведет к праведной жизни». В Исламе существует древняя легенда о великой суфийской святой, Хазрат Рабий Басри. Эта женщина постоянно приходила на одну порос­шую лесом гору, чтобы там без помех заниматься медитацией. Когда она приходила туда, все лесные звери собирались рядом и наслаждались ее обществом. Однажды туда пришел еще один суфий. Но едва он приблизился, как все животные разбежались, словно испугавшись чего-то. Очень огорченный, суфий спросил у Рабий Басри: «Почему животные убегают?», на что Рабия ответила ему другим вопросом: «Что ты ел сегодня?» Суфий сознался, что ел лук, обжаренный в жире. Мудрая женщина сказала: «Ты ешь их жир! Как же им не бежать от тебя?!» Эта известная суфийская притча отражает взгляд исламских мистиков на отношения между людьми и животными. «Не калечьте бессловесных тварей! Кто де­лает добро низшим тварям, делает добро себе» (Пророк Мухам­мад).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: