Иудаизм

«Господь добр и милосерден ко всем Своим созданиям» Псалтирь, 145:9

«Я милости хочу, а не жертвы» Осия 6:6

«За то, что ты, что возымел жалость к агнцу, будешь пастырем народа моего Израиля»

Исход, Рабба 2, Мидраш

И сказал Бог: «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, - сие будет вам в пищу!» (Быт. 1:29). В Книге Бытия (3:18) содержится еще одно повеление есть овощи. Повинуясь этим указаниям, люди Израиля - десять поколений, от Адама до Ноя - придерживались вегетарианской диеты. Однако это послушание Божьему закону было недолговечно. Ко временам Ноя нравственные устои заметно расшатались. Животных стали приносить в жертву (Быт. 4:4), их шкуры стали носить как одежду (Быт. 3:21), и люди начали убивать друг друга (Быт. 4:8, 23).

Именно в эту пору, которую Библия описывает как «развращение человеков», Господь пошел на уступки и разрешил есть плоть животных. Согласно классическому труду рабби Самуила X. Дреснера «Еврейские законы о пище», Кашрут (закон о питании) прежде всего учит, что само поедание мяса - в каком-то смысле компромисс...

В идеале человек не должен есть мясо, поскольку для этого нужно отнять жизнь, убить животное. Тора преподает нам урок нравственности: человек может есть мясо только тогда, когда испытывает в нем особую потребность, лишь время от времени и лишь в небольших количествах... Далее рабби объясняет, что разрешение есть мясо - «Господня уступка», крайняя мера, вызванная человеческим эгоизмом и глупостью.

Но Господь ясно указывает, как важно почитать всякую жизнь, и в доказательство рабби ссылается на многие отрывки из Писания: «животным дозволялось отдыхать в субботу (Исх. 23:12); пахать на запряженных вместе воле и осле запрещалось, поскольку их силы неравны, и более слабый страдал бы, стараясь не отстать от более сильного» (Втор. 22:10). «Если кто найдет птичье гнездо, он не должен брать вместе с птенцами мать; сперва следует отпугнуть ее, чтобы пощадить ее чувства» (Втор. 22:6). «Волу, молотящему в поле, нельзя «заграждать рот» (Втор. 25:4). «Согласно иудейской традиции, - заключает рабби Дреснер,- когда рождается детеныш животного, его нельзя забирать от матери по крайней мере первую неделю».

Используя в качестве примера все эти призывы к милосердию, Дреснер указывает, что Библия учит почтению ко всякой форме жизни. Это состояние, при котором человек ощущает почтение ко всем божьим созданиям, иудейские ученые описывают как «Эдемское состояние», поскольку именно так жили первые люди в райском саду. Кроме того, еврейская традиция гласит, что человек вновь обретет Эдем с приходом Мессии. Поэтому, чтобы достигнуть более высокой степени духовного совершенства, многие иудейские мыслители приняли вегетарианскую диету для подготовки к пришествию Мессии.

Например, Шломо Горен, бывший Верховный Раввин Ашкенази, - убежденный вегетарианец. Один из крупнейших экзистенциальных философов и современных еврейских мыслителей Мартин Бубер (1878-1965) также предпочитал воздерживаться от мясной пищи. Исаак Башевис Зингер, получивший Нобелевскую премию 1978 г. по литературе, и Шмуэль Йозеф Аньон, еще один нобелевский лауреат, - эти еврейские писатели придерживаются того мнения, что в основе вегетарианства лежит учение о доброте к животным.

Рабби Давид Розен, бывший Верховный Раввин Ирландии и Шеар Йашув Коэн, Верховный Раввин Хайфы, всецело поддерживают вегетарианский образ жизни. Верховный Раввин Кук активно высказывался в пользу вегетарианства. Его небольшой буклет на иврите «Видение вегетарианства и мира» - одна из самых убедительных и плодотворных работ об иудейском вегетарианстве.

Ислам

В Коране содержится много важных изречений, касающихся питания: «И знамением для вас - земля мертвая; мы оживили ее и вывели из нее зерно, которое вы едите. Мы устроили на ней сады из пальм и виноградника и извели из нее источники. Чтобы они ели плоды их и то, что сделали их руки. Разве же они не возблагодарят?» (сура 36, ст. 33–35); «Он выращивает для вас посевы, маслины, пальмы, лозы и все плоды; поистине, в этом - знамение для людей размышляющих!» (сура 16, ст. 11).

«Подумайте о пище, которую едите. Господь послал обильный дождь, и пошли борозды по земле, и сделал так, чтобы росли злаки, и лозы, и травы, оливы и пальмы, и сады, и плоды и пастбища, на радость вам и скоту вашему». «Аллах ниспослал с неба воду, оживил ею землю после ее смерти. Поистине, в этом - знамение для людей, которые слушают! Для вас и в вашем скоте - назидание. Мы поим вас из того, что у них в желудках между калом и кровью, молоком чистым, приятным для пьющих. И из плодов пальм и лоз вы берете себе напиток пьянящий и хороший удел. Поистине, в этом - знамение для людей разумных! И внушил Господь твой пчеле: «Устраивай в горах дома, и на деревьях, и в том, что они строят; потом питайся всякими плодами и ходи по путям Господа твоего со смирением». Выходит из внутренностей их питье разного цвета, в котором лечение для людей. Поистине, в этом - знамение для людей, которые размышляют!» (Коран, сура 16, ст. 65–69).

В конечном итоге, Коран призывает мусульман есть питательные, полезные для здоровья плоды. Коран подчеркивает, что «Пророк побуждает к доброму и удерживает от неодобряемого, разрешает блага и запрещает мерзости» (Коран, сура 7, ст. 157). Скрытый смысл этого изречения прояснил АльГазали (1058–1111 гг.), один из блистательных исламских философов. В своей книге «Ihya Ulum ul-Din» он писал: «Если поесть мяса коровы - начнется болезнь, её молоко - здоровье, а топленое коровье масло - лекарство. Праведная пища ведет к праведной жизни»

В Исламе существует древняя легенда о великой суфийской святой, Хазрат Рабий Басри. Эта женщина постоянно приходила на одну поросшую лесом гору, чтобы там без помех заниматься медитацией. Когда она приходила туда, все лесные звери собирались рядом и наслаждались ее обществом. Однажды туда пришел еще один суфий. Но едва он приблизился, как все животные разбежались, словно испугавшись чего-то. Очень огорченный, суфий спросил у Рабий Басри: «Почему животные убегают?», на что Рабия ответила ему другим вопросом: «Что ты ел сегодня?» Суфий сознался, что ел лук, обжаренный в жире. Мудрая женщина сказала: «Ты ешь их жир! Как же им не бежать от тебя?!» Эта известная суфийская притча отражает взгляд исламских мистиков на отношения между людьми и животными. «Не калечьте бессловесных тварей! Кто делает добро низшим тварям, делает добро себе!» - Пророк Мухаммад.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: