Ю. Стромав

Ю. А. Стромов

ПУТЬ АКТЕРА

К ТВОРЧЕСКОМУ

ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЮ

ВТОРОЕ ИЗДАНИЕ

МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1980

ББК 85.4я73 С86

Допущено Управлением учебных заведений и научных учреждений Мини­стерства культур в качестве учебного пособия для театральных и культурно-просветительных учебных заведений.

Стромов Ю. А.

С86 Путь актера к творческому перевоплощению: Учеб. посо­бие для театр, и культ.-просвет, учеб, заведений.— 2-е изд.— М.: Просвещение, 1980.— 80 с., ил.

Работа Ю. А. Стромова является пособием по курсу «Сценические упражнения и этюды по наблюдению жизни». Этот курс ведется в Театральном училище им Б. В. Щукина при театре им. Евг. Вахтангова. Основную часть книги состав­ляет описание методики проведения сценических упражнений на основе принципов Щукинского училища. Автор глкже знакомит читателя с проблемой перевоплощения, с тем, как они решалась К. С. Станиславским и ведущими актерами его школы; показывает развитие принципов перевоплощения в истории русского и советского театра.

60502- 636 ББК85.4я73

103(03)-80

© Издательство «Просвещение», 1975 г.

© Издательство «Просвещение», 1980 г., 2-е издание.


От автора

Первое издание этой книги вышло в 1975 г. С тех пор студенты Театрального училища им. Б. В. Щукина, о работе с которыми рас­сказывалось в книге, стали актерами, многие из них — актерами московских театров.

Педагоги Щукинского училища при Теат­ре им. Евг. Вахтангова продолжают работу с новыми поколениями будущих актеров. Время вносит те или иные изменения в содержание и методику их работы, но основные принципы работы остаются неизменными: это принципы системы К- С. Станиславского и одного из та­лантливейших его учеников Е. Б. Вахтангова. Принципы эти успешно воплощал в жизнь ре­жиссер Театра им. Евг. Вахтангова Б. Е. Захава, чье предисловие к первому изданию кни­ги мы оставляем и в этом издании, как не утратившее своего значения за прошедшие с тех пор годы. Содержание книги также в ос­новном осталось неизменным.

Ю. Стромав


Предисловие

Более чем полувековой коллективный опыт Театра им. Евг. Вахтангова и всегда сущест­вовавшей при нем школы (ныне — Театраль­ное училище имени Б. В. Щукина) постепенно сложился гз стройную систему идейно-худо­жественных традиций, творческих взглядов, методических установок и практических навы­ков, определивших в совокупности то течение в советском театральном искусстве, которое получило название вахтанговского.

Основу этого течения составляют принци­пы, провозглашенные Е. Б. Вахтанговым пос­ле Великого Октября, созвучные Революции. Этими принципами были оплодотворены все пять его знаменитых постановок последних двух лет (1920—1922): «Эрик XIV» Стриндберга, «Чудо святого Антония» Метерлинка (второй вариант), «Свадьба» А. П. Чехова, «Принцесса Турандот» Карло Гоцци и «Гадйбук»,

Самым существенным и плодотворным в вахтанговском течении следует считать то, что на практике доказало свою способность содей­ствовать дальнейшему движению советского театрального искусства по пути социалистиче­ского реализма. «Вахтанговское» к настояще­му времени приобрело самое широкое призна­ние театральной общественности как в нашей стране, так и во всех странах

Стр.4

.

Оно оказывает влияние также и на твор­чество некоторых прогрессивных деятелей за­падного театра. Словом, оно живет теперь не только в лучших работах театра, носящего имя Вахтангова, но проявляется в творчестве многих режиссеров и актеров, а иногда и це­лых театральных коллективов.

Значительную роль в этом процессе расши­ряющегося влияния вахтанговской школы на советское театральное искусство играет Теат­ральное училище имени Б. В. Щукина, еже­годно вливающее в многотысячную армию те­атральных работников новые отряды своих воспитанников. Это влияние сделалось еще более существенным после организации в Щукинском училище заочного отделения по под­готовке высококвалифицированных режиссер­ских кадров для народных театров. Следует заметить, что это влияние встречает иногда со стороны отдельных деятелей театра и некото­рых представителей театроведческой науки из­вестное сопротивление. Случается, что в ходе возникающей на этой почве полемики то или иное положение вахтанговской школы получа­ет ложное истолкование: бывает, что Вахтан­гову или его последователям приписываются взгляды и намерения, на самом деле чуж­дые им.

Причина здесь не столько в недобросовест­ности критиков, сколько в отсутствии у них необходимой осведомленности, а главное, в недостаточной пока еще научной разработ­ке некоторых положений вахтанговской школы.

Поэтому нельзя не признать весьма отрад­ным тот факт, что на кафедрах актерского ма­стерства и режиссуры Театрального училища имени Щукина выросла за последнее время довольно многочисленная группа молодых пе­дагогов и аспирантов, положительно проявля­ющих себя не только в практической работе по воспитанию будущих актеров и режиссе­ров, но также и в научно-исследовательской деятельности по изучению полувекового опы­та вахтанговской школы и научному обосно­ванию ее принципов. Они привлекают для этого важнейшие достижения современной науки о человеке (физиологии, психологии),

Стр.5

Таким образом, мы имеем возможность го­ворить о появлении в области театрального искусства педагогов нового типа. Соединяя практику с теорией, они поднимают педагоги­ку, а вместе с ней и самое искусство на более высокий уровень.

Правда, и в прошедшие времена самые крупные деятели театра — такие, как Михаил Щепкин, Коклен Старший, Томазо Сальвини, Всеволод Мейерхольд, Евгений Вахтангов, Фе­дор Шаляпин, Алексей Попов, Жан' Вилар, Алексей Дикий и, конечно же, Константин Сергеевич Станиславский, которого следует считать родоначальником подлинной науки об искусстве актера, — так или иначе, в той или иной степени пытались обобщить свой творче­ский опыт, понять законы своего искусства и теоретически их обосновать. Но эти выдающи­еся деятели «тонули» в огромной массе акте­ров, режиссеров и педагогов, которым любая теория в области искусства казалась досад­ной помехой для свободного проявления та­ланта и творческой интуиции. Да и сейчас еще существуют такие актеры и даже педагоги, которые сознательно изгоняют из своей прак­тики рациональное начало, незаконно проти­вопоставляя друг другу чувство и мысль в том ложном предположении, что будто бы только первое призвано продуктивно участво­вать в художественном творчестве.

Однако, повторяю, в последнее время по­ложение стало заметно изменяться в сторону признания большинством театральных педаго­гов, особенно младшего и среднего поколения, огромного значения научно-теоретической ра­боты, осуществляемой непосредственно прак­тиками сцены. Настоящая книга — живое то­му свидетельство.

В книге рассматривается одна из самых насущных проблем театрального искусства - проблема творческого перевоплощения в образ.

Автор этой книги— в прошлом воспитан­ник Театрального училища имени Щукина,

Стр.6

а ныне—его преподаватель и одновременно ар­тист московского театра имени Пушкина. В 1972 году он успешно защитил кандидат­скую диссертацию на тему «Творческие прин­ципы Театрального училища им. Б. В. Щуки­на в работе над образом».

Ю. А. Стромов опирается на творческие установки вахтанговской школы, на многолет­ний практический опыт Щукинского училища, а также на личный свой опыт как актера и педагога. Анализируя путь, ведущий к твор­ческому перевоплощению актера в образ, Ю. А. Стромов ориентируется на формулу, вы­ражающую диалектику этого процесса и ро­дившуюся в недрах вахтанговской школы: стать другим, оставаясь самим собой.

Автор показывает закономерность исполь­зования двух путей, ведущих к образу: «от себя к образу» и «от образа к себе», другими словами — «от внутреннего к внешнему» и «от внешнего к внутреннему». Оба пути охаракте­ризованы им с большой полнотой и ясностью. Третий путь, состоящий в одновременном ис­пользовании двух первых, когда «туннель» между актером и образом как бы роется с двух сторон, автор защищает как самый про­дуктивный и делает это с большой убедитель­ностью.

Существенным достоинством книги явля­ется подробное описание методики, призван­ной практически познакомить учащихся с за­кономерностями процесса творческого перево­площения актера в образ и воспитать в них необходимые для этого качества и способно­сти. Разделы «Наблюдения», «Профессио­нальные навыки людей» и «Этюды к образу» с особенной тщательностью разработаны в Щукинском училище, что во многом опреде­ляет общепризнанные успехи этой школы в деле воспитания полноценных мастеров актер­ского искусства. Ознакомление с этой методи­кой педагогов других учебных заведений, ре­жиссеров народных театров и руководителей коллективов театральной самодеятельности нам кажется весьма желательным и полезным.

В целом книга Ю. А. Стромова является существенным вкладом в ту часть театроведческой литературы, которая непосредственно отвечает потребностям сегодняшнего дня и способна активно содействовать дальнейшему развитию театрального искусства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: