Стр. 24

А что это означает: не теряйте самого себя? Это означает, что на сцене актер должен не изображать чувства, а жить ими. А так как жить можно только своими, а не чужими ощущениями и чув­ствами, то, значит, без затраты своих человеческих чувств и мыс­лей невозможно создать реалистический образ.

Но это уже относится и ко второму способу творческого пере­воплощения, на котором мы остановимся подробнее, так как дол­гие годы он считался порочным и всерьез не исследовался.

Чем больше мы думаем о том, что же определяет талант акте­ра, тем все более и более утверждаемся в мысли, что решающее значение имеют фантазия и воображение.

Воображение—способность человека воссоздавать в памяти образы прошлого (пережитого) опыта и сочетать или претворять их в новые образы; «воображать, фантазировать, мечтать означа­ет, прежде всего, смотреть, видеть внутренним зрением то, о чем думаешь»', то есть создавать видения внутреннего зрения.

В каждый момент своего участия в спектакле артист видит или то, что делается на сцене (внешнее зрение), или то, что про­исходит «внутри него» (внутреннее зрение). Пока длится сцени­ческое творчество актера, непрерывно тянется и кинолента его ви­дений жизни роли.

Если раньше видение, будучи в жизни хорошо известным явле­нием, все же считалось чисто психическим свойством человека, то теперь, благодаря научно-техническому прогрессу, стало возмож­ным зафиксировать видение на фотобумаге, т. е. воочию увидеть, что же оно собой представляет. П. В. Симонов пишет:

«Современная физиология убеждает, что мысленные образы, как и все остальные проявления высшей нервной деятельности че­ловека, отнюдь не чисто психические явления, лишенные эффек­тивности выражения.

Если предложить человеку мысленно представить какой-либо предмет, то световой луч от зеркальца, укрепленного на глазном яблоке, нарисует на фотобумаге контуры этого предмета...

Иными словами, когда мы зрительно представляем себе объ­ект, аппарат нашего глаза ведет себя так, как вел себя при рас­сматривании реального объекта»2.

Следовательно, при внутреннем видении актер не изображает, что он видит, скажем, яблоко, а действительно видит его — своим внутренним взором. Отсюда и возникает необычайная важность видений для работы по системе К. С. 'Станиславского.

Внутреннее видение создает внутри нас соответствующее на­строение. Оно оказывает воздействие на душу,и вызывает соответ­ствующие переживания. Такова связь между видением и возник­новением чувств у человека.

П. В. Симонов подтверждает и эту мысль, высказывавшуюся К. С. Станиславским, с точки зрения современной физиологии:

1. С т аниславский К. С. Собр. соч., т. 2, с. 83.

2. Симонов П. В. Метод К. С. Станиславского и физиология эмоций. М., 1962, с. 85.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: