показать его на профнавыке. Я стал пробовать присоединить к профнавыку еще и характерность Виктора Ильича».
Начав этюд, студент рассказывал о пользе массажа необычайно уверенно и темпераментно. Интересно, что темперамент у Кости-«массажиста» был иной, чем его собственный. Костя благодаря этому показу как бы «растягивал» свой собственный темперамент. При этом у Кости произошло «сращивание» профессионального навыка с наблюдением.
Довольно частым недостатком в работе над упражнениями этого раздела бывает излишне пристальное внимание студентов к самой профессии: они стараются освоить ее так, как осваивают люди в жизни. Так, одна студентка подошла к овладению профессиональными навыками в буквальном смысле слова: она стала учиться профессии художника-оформителя. Времени ушло много, а цель упражнения не была достигнута.
Привести примеров удачных этюдов на профнавыки можно было бы множество — тут и врачи, и слесари, и работники торговли, и работники табачной фабрики, и точильщики, и молотобойцы, и строители, и портные, и официанты, сапожники, печатники и т. д. Приведу еще только один любопытный пример.
Несколько лет назад при прохождении раздела «Наблюдения» студент Алексей Н. показал своего соседа по квартире, по профессии милиционера. Наблюдение было удачное. Алеше удалось схватить надменно-торжественную сущность этого человека. Двигался он размеренно, говорил грозно, суховато-тихим голосом. Местом действия Алеша выбрал комнату милиционера и кухню в общей квартире.
Когда возник вопрос о выборе объекта для работы "над проф-навыком, кто-то посоветовал Алеше взять для этого тоже милиционера. Алеша стал ходить в милицию, на улицы и площади Москвы, наблюдая за поведением милиционеров. Записался в дружинники, чтобы иметь возможность больше общаться с милицией. Показывал он работу милиционера на посту: регулировал уличное движение. Очень верно и тонко были схвачены манеры обращения с жезлом, свистком. «Постовой» лихо козырял, записывал номер провинившейся машины. Но при этом перед нами был еще и человек-милиционер, взятый Алешей из его же «наблюдений».
По принципу «профнавыков» можно искать и другие черты внешней характерности будущего сценического образа, национальные и местные особенности, черты, бытовые и социальные.
Итак, упражнения на профессиональные навыки ставят своей целью научить студентов отыскивать внешнюю и внутреннюю характерность исходя из профессии человека. Такие упражнения подводят актера к главному — к перевоплощению.
Л. М. Шихматов, автор ряда книг по искусству актера (я уже ссылался на него ранее), несколько лет назад посоветовал нашим педагогам предложить студентам второго курса своеобразную анкету. Хотелось выяснить их отношение к упражнениям на наблюдения, узнать их мысли и чувства в период подхода к






