показать его на профнавыке. Я стал пробовать присоединить к профнавыку еще и характерность Виктора Ильича».
Начав этюд, студент рассказывал о пользе массажа необычайно уверенно и темпераментно. Интересно, что темперамент у Кости-«массажиста» был иной, чем его собственный. Костя благодаря этому показу как бы «растягивал» свой собственный темперамент. При этом у Кости произошло «сращивание» профессионального навыка с наблюдением.
Довольно частым недостатком в работе над упражнениями этого раздела бывает излишне пристальное внимание студентов к самой профессии: они стараются освоить ее так, как осваивают люди в жизни. Так, одна студентка подошла к овладению профессиональными навыками в буквальном смысле слова: она стала учиться профессии художника-оформителя. Времени ушло много, а цель упражнения не была достигнута.
Привести примеров удачных этюдов на профнавыки можно было бы множество — тут и врачи, и слесари, и работники торговли, и работники табачной фабрики, и точильщики, и молотобойцы, и строители, и портные, и официанты, сапожники, печатники и т. д. Приведу еще только один любопытный пример.
|
|
Несколько лет назад при прохождении раздела «Наблюдения» студент Алексей Н. показал своего соседа по квартире, по профессии милиционера. Наблюдение было удачное. Алеше удалось схватить надменно-торжественную сущность этого человека. Двигался он размеренно, говорил грозно, суховато-тихим голосом. Местом действия Алеша выбрал комнату милиционера и кухню в общей квартире.
Когда возник вопрос о выборе объекта для работы "над проф-навыком, кто-то посоветовал Алеше взять для этого тоже милиционера. Алеша стал ходить в милицию, на улицы и площади Москвы, наблюдая за поведением милиционеров. Записался в дружинники, чтобы иметь возможность больше общаться с милицией. Показывал он работу милиционера на посту: регулировал уличное движение. Очень верно и тонко были схвачены манеры обращения с жезлом, свистком. «Постовой» лихо козырял, записывал номер провинившейся машины. Но при этом перед нами был еще и человек-милиционер, взятый Алешей из его же «наблюдений».
По принципу «профнавыков» можно искать и другие черты внешней характерности будущего сценического образа, национальные и местные особенности, черты, бытовые и социальные.
Итак, упражнения на профессиональные навыки ставят своей целью научить студентов отыскивать внешнюю и внутреннюю характерность исходя из профессии человека. Такие упражнения подводят актера к главному — к перевоплощению.
Л. М. Шихматов, автор ряда книг по искусству актера (я уже ссылался на него ранее), несколько лет назад посоветовал нашим педагогам предложить студентам второго курса своеобразную анкету. Хотелось выяснить их отношение к упражнениям на наблюдения, узнать их мысли и чувства в период подхода к