перевоплощению. Результаты превзошли все наши ожидания. Большинство работ — очень интересные рассуждения студентов об этом разделе обучения. Мнения оказались разными. Одни, оказывается, не очень полюбили такие упражнения, другие считали их самыми увлекательными.
Вопросы были такие:
1. Какие этюды на общение со словами («от себя») Вы делали на первом курсе? Что мешало Вам? Как работала Ваша фантазия?
2. Какие этюды на наблюдения Вы показывали? Что мешало и что помогало Вам? Как работала Ваша фантазия?
3. Где Вы себя чувствовали более свободным и творчески интересным — в этюдах на общение или на наблюдения?
В последующие годы эти вопросы повторялись для каждого нового второго курса. Так накопился довольно интересный материал. Размышляя о творческой индивидуальности актеров и студентов театрального училища, мы решили разделить их (конечно, очень условно) на три творческих типа.
Первый тип — студенты, которые особенно хорошо себя чувствуют в этюдах, где идут «от себя».
|
|
На первом курсе несколько лет назад училась студентка Катя М. Она с первых дней заинтересовала нас. Это умная, пытливая девушка. Она прекрасно делала этюды на общение «от себя». Помнится чудесный этюд, где Катя исполняла роль влюбленной девушки, которая, узнав о неблаговидном поступке своего любимого, прогоняла его.
Но вот мы на втором курсе. Катя делает упражнения на наблюдения, но, увы, нет в них ни яркости, ни той заразительности и глубины, что были у нее на первом курсе. Катя пишет по этому поводу: «В этюдах со словами „от себя" я всегда чувствовала себя на сцене очень легко и свободно. Не помню, чтобы когда-нибудь я не почувствовала удовольствия от этюда... Лично у меня фантазия работает вовсю, когда очень точно построена внутренняя линия,— тогда фантазия начинает работать и на характерность, а потом начинает выплетаться образ».
Катя считает наиболее правильным путь к перевоплощению «от себя». В записях Кати есть и такие мысли: «Я считаю, что даже в этюдах „я в предлагаемых обстоятельствах" присутствует элемент образа. Только в этих случаях проявляется это не во внешней характерности, а во внутренней, если можно так выразиться... У некоторых студентов не получаются этюды „от себя", потому что эти ребята стесняются себя и боятся самовыявления».
В своих рассуждениях Катя далеко не одинока. Вот начало работы студентки Зои Л.: «Этюды на общение (со словами), на мой взгляд, самое интересное в начальном процессе обучения, интереснее даже, чем этюды на наблюдения, потому что именно здесь узнаешь себя... фантазировать в образе для меня, например, труднее, чем от себя... Легче, когда с образом в действии согласен. А вот фантазировать вразрез со своими ощущениями труднее».
А вот мысли студента Саши М.: «В этюдах первого и второго