удобство. Вольно или невольно я начинаю наблюдать за собой. Болезненно-острое внимание к собственному поведению на сцене заставляет меня прислушиваться к звукам собственного голоса и следить за жестикуляцией. Я с ужасом чувствовал, как немеют мышцы и к щекам приливает кровь. Само собой, ни о какой органике не могло быть и речи». И дальше:
«Мне кажется, что, выходя на сцену, актер не может оставаться самим собой, потому что в таком публичном откровении он бы должен существовать бесконтрольно. Но в актерской профессии, безусловно, должен существовать контроль. Момент обнажения своих индивидуальных черт характера не может быть до конца искренним. Мне думается, что самый умный, непосредственный, органичный актер не сумел бы оставаться на сцене точно таким, какой он в жизни. Актер на сцене очень напоминает самого себя в жизни, но происходит какое-то смещение его человеческих категорий в актерскую категорию; смещение, которое, казалось бы, неуловимо простым глазом. И актер начинает играть самого себя, причем старательно затушевывая те свои индивидуальные черточки, которые ему самому не по душе...
|
|
Мне пришлось играть этюд, который назывался „Отъезд на целину". Педагоги предложили бесхитростную ситуацию: ребята, договариваются отправиться на целину, и в то время, когда все уло1 жено, один из них строптиво заявляет, что он не поедет, потому что ему хочется учиться в институте и вообще у него больна мать. Итак, мне пришлось играть самого себя в заведомо скверном проявлении. Я пытался напрячь всю фантазию в поисках неотразимых доводов, чтобы оказаться правым, и я бы, наверное, победил, если бы сюжетная канва этюда не предусматривала мой проигрыш. Я сдавался без видимых причин, и мне было стыдно за ту псевдоорганику, которой я пытался замазать свой ничем не обоснованный лроигрыш.
Я чувствовал, что тот человек, которого я только что показал, был куда умнее и смелее, но почему-то старательно прикидывался дурачком, и это у него плохо выходило. Тот сценический „я1' и „я" настоящий — мы не только в чем-то отличались друг от друга, но были просто-напросто принципиально разными людьми. Я втискивал себя в эту ситуацию, мне удавалось добиться некоторой органики, и все бы, наверное, было очень неплохо, но тот, сценический,,я" все время натягивал на себя масочку, чтобы стать „почти" миой, но только не мной...
Итак, появилась характерность. Она явно спасла положение! Оказывается, достаточно прикинуться только что виденным на улице старичком, чтобы свалить на него всю алогичность своего сценического поведения. И никто не скажет тебе: а почему, дескать, этот старичок сделал так, а не этак? На подобные вопросы надо искать ответы в дремучей логике этого старика.
Выходить на сцену в чужом обличье я могу безболезненно. Чужой характер позволяет мне делать на сцене то, что мне хочется...