даже свой речевой недуг. Так, известный актер Певцов в жизни.ткался, а на сцене—нет. Что же с ним происходило? Вот что пишет Б. М. Филиппов в книге об актерах, ссылаясь на стенограмму 'чч'сды самого Певцова с актерской молодежью в ЦДРИ: «В результате Певцов пришел к выводу, что решающую роль в освобождении его от речевого дефекта в процессе сценической игры имело, прежде всего, творческое воображение и искусство перевоплощения. Выходя на сцену, он уже не чувствовал себя Певцовым, с присущим ему дефектом, а — тем, кого он изображал-как исполнитель. Именно это создавало в нем самочувствие душевного по-
коя»
Но отчего же все-таки некоторым актерам трудно быть самими собой на сцене? Певцов отвечает: «...есть тип актеров, которые заставляют подумать — стою ли я и мое дарование художника того, чтобы прикоснуться к его (драматурга) материалу?»2
Итак, для этого творческого типа актеров путь к сценическому образу лежит «от образа к себе». Их страшный враг — сценический.зажим. Логика и поведение только «от себя» трудны и не свойственны им. Закрывшись же своим представлением образа, они обретают свободу. Ощущение «не я» дает им ни с чем не сравнимое нравственное и физическое освобождение. Актерам этого творческого типа свойственно отталкиваться в творчестве от видения, от предощущения будущего сценического образа.
|
|
Третий тип — студенты, в своем творчестве пользующиеся тем и другим способом. Таких большинство.
Эти студенты на первом курсе хорошо делают этюды «от себя». Психологический и физический зажим им при этом не мешает. На лтором курсе они с удовольствием, с творческой радостью делают упражнения на наблюдения.
Такой студенткой была Лена С. Она пишет о своих впечатлениях от работы на первом курсе: «Фантазия моя начинала интенсивно работать, как только я начинала по серьезному верить в предлагаемые обстоятельства. На сцене находиться тогда, когда ты не знаешь задачи и не действуешь, безумно трудно».
Способности Лены давали ей возможность делать этюды «от себя» легко и свободно. Но вот она начинает работать на втором курсе, и здесь добивается не меньших успехов. Она пишет: «Раздел,,Наблюдения" — и это не только мое мнение, но и мнение многих ребят — один из самых интересных, увлекательных и нужных разделов. Он дает просто невероятно много: все вокруг себя начинаешь видеть как бы другими глазами, интереснее начинает работать фантазия... Получаешь возможность показывать те или иные типы людей, которые не правятся в жизни, глубоко чужды и противны, тем самым — бороться с ними».
Очень любопытен был у Лены этюд по наблюдениям «На базаре». Она показывала девушку из глухой провинции, торгующую яблоками. Девушка любопытна, наивна и вместе с тем озорна. Или
1. Филиппов Б. Актеры без грима. М., 1971, с. 125. 2 Там же, с. 180.