(Работа над прозаическими произведениями современых авторов на современную тему)
Упражнения, о которых говорилось в предыдущих разделах, подготовили студентов и к умению пользоваться средствами внешней выразительности, и к необходимости выявлять себя, свое отношение к миру. Работа над советской прозой позволяет сделать следующий шаг.
Наметки характера сценического образа, сделанные студентами в начале семестра, были плодами их фантазии и наблюдений. И вот теперь, во второй половине семестра, появляется автор (пока
Стр.67
еще не драматург) со своими героями. Задача студентов — попробовать воплотить их на сцене. Если раньше, в упражнениях «Наблюдения», зрительное представление возникало от реально существующего объекта, то теперь толчком является данный автором образ, он заставляет отыскивать в окружающей жизни его прототипы. Искать их приходится, ориентируясь на свое зрительное представление будущего образа.
Почему мы начинаем работать не над драматургическим материалом, а над прозаическим? Драматург, как правило, не дает описания и подробной характеристики своих героев, не рассказывает обо всех обстоятельствах их жизни и сталкивает каждого из них с небольшим сравнительно количеством девствующих лиц. В прозаическом же произведении герой живет более широкой и свободной жизнью. Автор при по-мощи многих средств (лирические отступления, прямая оценка героев и событий, внутренний монолог героя, характеристика среды и т. д. и т. д.) помогает читателю глубже проникнуть в духовный мир своих героев. Он сам делает часть той работы, которую должен проделать актер, столкнувшись с ролью в драматургическом произведении.
Почему берется современная тема? Потому что она более понятна и близка студентам. Обогатить образ чертами, подсмотренными у своих современников, легче, чем искать нужный материал в различных источниках.
Б. Е. Захава очень точно описывает цель и процесс работы над прозаическим произведением советского автора:
«Для этого выбирается какое-нибудь беллетристическое произведение советского автора: роман, повесть, рассказ. Выбранное произведение сначала подвергается разбору со стороны идейного содержания (первый этап работы). Потом дается подробная характеристика каждому действующему лицу. Распределяются роли. Каждый исполнитель собирает для себя нужный материал путем жизненных наблюдений, специальных экскурсий, подбора нужной иконографии и т. п.
После этого приступают к самим этюдам, сначала очень простым по своему сюжетному содержанию, которое потом постепенно все больше усложняется. При этом действующие лица ставятся в этих этюдах в такие ситуации, в каких они в самом романе или повести не показаны. Берутся моменты, которые должны подготовить описанную в романе сцену, или моменты, находящиеся между описанными в романе событиями. Так, если два действующих лица даны в романе уже в качестве супругов, то в этюдном порядке могут быть сыграны сцены их первого знакомства, их встречи до свадьбы, любовное объяснение и т. п. Если какое-либо лицо в повести показано только при исполнении своих служебных или общественных обязанностей, то в этюде оно может оказаться у себя дома, в семейной обстановке, и наоборот.
Такие этюды разыгрываются в очень большом количестве. От этюда к этюду постепенно накапливаются характерные особенности данного персонажа — внутренние и внешние. Педагог