командир, а наша землянка не прибрана». И она стала убирать «землянку». Оттолкнувшись фантазией от пилотки, она стала действовать. Движения ее были суховато-резкими, мальчишескими. Взгляд изменился: из-под пилотки смотрели смелые, дерзкие мальчишечьи глаза. Она, конечно, не создала еще образа, но толчок к перевоплощению был дан.
Потом, уже через несколько месяцев, Наташа с удовольствием возвращалась в разговорах к этому этюду. Она что-то поняла для себя. Наташа сказала нам, что она как бы видела, чувствовала того мальчика. Радость этого видения, радость приближения к перевоплощению была творческой радостью молодого художника. И еще одно очень важное обстоятельство: за несколько недель до этого показа Наташа пробовала показать мальчика, которого она в действительности знала. Но, увы, это реальное наблюдение ей ничего не дало. А вот деталь, возбудившая ее фантазию, смогла что-то «сдвинуть» внутри нее и приблизить к цели.
Следующей студенткой была Тамара А. В ней есть что-то угловатое, мальчишеское. Педагог решил, что она, глядя на Наташу, тоже будет играть мальчика. Но Тамара взяла пилотку, подошла к столу, достала зеркальце, попросила помаду (в жизни она не употребляет косметики), тушь, карандаш для бровей. Взяла у.студенток все украшения, какие были у них: броши, кольца, серьги. Все это она осторожно и не торопясь сложила на столе. Глядя в зеркало, она очень кокетливо надела пилотку, приколола ее заколкой и стала «делать себя красивой»: было положено все, что возможно, на лицо, надеты все украшения. Затем, задорно и кокетливо оглядевшись, она взяла телефонную трубку и стала звонить «младшему лейтенанту». Тамаре свойственно чувство юмора. И тут, погрузившись в свой показ, она находила такие обороты речи, была так серьезно-смешна, что все мы покатывались со смеху.
|
|
Наконец, четвертой была Валя Л. Она почти ничего не делала, только собранно и серьезно положила на колени пилотку, подперла лицо руками и стала смотреть на нее. Смотрела она долго, а мы не могли оторваться от Вали, от ее взгляда. Видимо, какие-то воспоминания заставляли ее быть настолько сосредоточенной, что мы стали воспринимать ее как какого-то другого, более взрослого и много пережившего человека. Если в первых случаях пилотка толкнула студенток к поискам внешней характерности, а это, в свою очередь,.изменило что-то и внутри, в чувствах и мыслях, то здесь не было почти никакого внешнего перевоплощения — только поза и взгляд. Но Валя тоже стала другой.
Три случая—и все разные. Что же, первые — это удачные примеры, а последний — нет? Конечно, не так! Все три примера иллюстрируют разные способы, ведущие к перевоплощению. И показ Вали не менее интересен, чем показы ее подруг. Но ее индивидуальность, ее фантазия, ее психофизические качества таковы, что она свободнее движется к перевоплощению, идя от себя, а не от образа, как ее подруги.
Вот что пишет Наташа В. об этом упражнении: