Стр. 63

командир, а наша землянка не прибрана». И она стала убирать «зем­лянку». Оттолкнувшись фантазией от пилотки, она стала действовать. Движения ее были суховато-резкими, мальчишескими. Взгляд изменился: из-под пилотки смотрели смелые, дерзкие мальчишечьи глаза. Она, конечно, не создала еще образа, но толчок к перево­площению был дан.

Потом, уже через несколько месяцев, Наташа с удовольствием возвращалась в разговорах к этому этюду. Она что-то поняла для себя. Наташа сказала нам, что она как бы видела, чувствовала то­го мальчика. Радость этого видения, радость приближения к пере­воплощению была творческой радостью молодого художника. И еще одно очень важное обстоятельство: за несколько недель до этого показа Наташа пробовала показать мальчика, которого она в действительности знала. Но, увы, это реальное наблюдение ей ничего не дало. А вот деталь, возбудившая ее фантазию, смогла что-то «сдвинуть» внутри нее и приблизить к цели.

Следующей студенткой была Тамара А. В ней есть что-то угло­ватое, мальчишеское. Педагог решил, что она, глядя на Наташу, тоже будет играть мальчика. Но Тамара взяла пилотку, подошла к столу, достала зеркальце, попросила помаду (в жизни она не упо­требляет косметики), тушь, карандаш для бровей. Взяла у.студенток все украшения, какие были у них: броши, кольца, серьги. Все это она осторожно и не торопясь сложила на столе. Глядя в зер­кало, она очень кокетливо надела пилотку, приколола ее заколкой и стала «делать себя красивой»: было положено все, что возможно, на лицо, надеты все украшения. Затем, задорно и кокетливо огля­девшись, она взяла телефонную трубку и стала звонить «младше­му лейтенанту». Тамаре свойственно чувство юмора. И тут, погру­зившись в свой показ, она находила такие обороты речи, была так серьезно-смешна, что все мы покатывались со смеху.

Наконец, четвертой была Валя Л. Она почти ничего не делала, только собранно и серьезно положила на колени пилотку, подперла лицо руками и стала смотреть на нее. Смотрела она долго, а мы не могли оторваться от Вали, от ее взгляда. Видимо, какие-то вос­поминания заставляли ее быть настолько сосредоточенной, что мы стали воспринимать ее как какого-то другого, более взрослого и много пережившего человека. Если в первых случаях пилотка толк­нула студенток к поискам внешней характерности, а это, в свою очередь,.изменило что-то и внутри, в чувствах и мыслях, то здесь не было почти никакого внешнего перевоплощения — только поза и взгляд. Но Валя тоже стала другой.

Три случая—и все разные. Что же, первые — это удачные при­меры, а последний — нет? Конечно, не так! Все три примера иллю­стрируют разные способы, ведущие к перевоплощению. И показ Вали не менее интересен, чем показы ее подруг. Но ее индивиду­альность, ее фантазия, ее психофизические качества таковы, что она свободнее движется к перевоплощению, идя от себя, а не от образа, как ее подруги.

Вот что пишет Наташа В. об этом упражнении:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: