«Это удивительно радостное чувство: рождение в тебе чужой жизни, вдруг близкой и понятной; я поняла, что в любом наблюдении присутствует очень значительный процент фантазии. А иногда даже с фантазии и идет характер. Ведь, в общем, фантазия — тоже
когда-то виденное, слышанное, зафиксированное в памяти, может,, и бессознательно.
Без освоения этого раздела нельзя избавиться от повторов. Всю жизнь играть себя или что-то близкое? Это неинтересно. Актриса должна быть многогранной. Между прочим, схватывать внешние признаки образа (походку, особенности движения, положение тела, рук и т. д.) очень помогает мне фантазия. Даже.удивительно, как все цепляется одно за другое».
Интересны выводы Наташи:
«Наверное, когда вдруг, неожиданно на сцене начинает ж>ить в тебе другой человек и мыслить категориями, тебе не свойственными, тогда-то ощущаешь необыкновенную радость от того, что ты открываешь в себе этого человека, от того, что он существует, живет в тебе, уже почти независимо от тебя, без усилий с твоей стороны. Вот это сценический образ.
|
|
Что такое характерность? Я думаю, что характерность — это элемент образа, чисто внешний. Люди такие разные — и внешне, и внутренне. Совокупность внешних особенностей — походка, речь, поворот головы, движение рук, взгляд и т. д., свойственных данному персонажу и не свойственных (а может, иногда и свойственных) данному актеру. Жизнь внешняя плюс жизнь внутренняя — сценический образ».
Выводы Наташи, конечно, еще наивные. Но стремление к осмыслению того, что она осваивает, к обобщениям — радостное явление. Это следует приветствовать в любом студенте.
Интересно сравнить мысли двух учащихся — Наташи В. и Юры Б. Наташа считает: «Люди такие разные —и внешне, и внутренне». А Юра пишет: «Наблюдать надо, это расширяет твой кругозор. Хотя, по-моему, на самом деле все люди в принципе похожи».
Два взгляда на жизнь и, вероятно, два разных способа приближения к перевоплощению.
Чтобы ярче заработала фантазия, актеру порой приходится не щадить себя, знать свою «болевую точку» и отталкиваться от нее. Станиславский пишет: «Спросите себя и ответьте на вопрос искренне: какое событие, какая воображаемая катастрофа могла бы вывести вас из состояния равнодушия, взволновать, напугать, обрадовать?.. На что вы больше всего чувствительны в жизни? Что вас чаще всего волнует, пугает, радует?» '
Я задал такой вопрос студентам. Молчание... Но вот студентка Люда М. говорит, что ее больше всего волнует детское горе, что слезы детей она не может спокойно видеть. Я рассказываю, как уже в конце войны, в 1945 году, я был свидетелем, как в Германии молодой немец ударил девочку за то, что она у нас, русских, взяла хлеб. Чувствую, что рассказ волнует Люду. И тут же прошу ее
|
|
1 Станиславский К. С. Собр. соч., т. 2, с. 92.
рассказать, как она видит этого парня. Она рассказывает. Я усложняю вопрос: «А если это не парень ударил девочку, а женщина, пожилая немка?» Люда, взволнованная, покрасневшая, сидит и думает. Потом вскакивает, говорит: «Она такая!» — и показывает. В ее показе— искренность и непосредственность, но и один серьезный недостаток: ее женщина похожа на «вообще» немок. Спрашиваю: «Откуда ты взяла ее?» — «Я видела такую в кинофильме». — «Хорошо, а в жизни ты не встречала женщины, которая могла бы ударить ребенка?» Она не ответила, задумалась.
Прошло несколько дней, я уже стал забывать о своем задании, как на одном уроке Люда говорит мне: «Я на улице встретила такую женщину. Она может бить детей. Вот посмотрите». И она показала. Я не знаю, могла ли такая женщина действительно ударить ребенка, но показ Люды был очень искренним, взволнованным и, казалось, точным. Перед нами прошлась суховатая женщина, с тяжелой походкой и блестящими сердитыми глазами. Она кого-то искала... Люда резко обрывает показ, садится в угол, вся красная. «Как я ее ненавижу!» — повторяет она несколько раз.
Это был «внутренний порыв к действию» (по Станиславскому). И это было хорошо.
Упражнение VIII (по М. А. Чехову). Найденный фантазией образ человека переносим из одного возраста в другой. Если он молодой, то какой он стареющий (медленный переход) и старый? Если старый, какой молодой?
Упражнение IX. «Ассоциации». В юности мы играли в такую игру: один из нас «загадывает» какого-нибудь человека — из мира искусства, литературы, политики. Обязательно такого, которого бы все знали. Затем все присутствующие задают загадавшему вопросы. Например: «Кто был бы загаданный человек, если бы он был птицей? предметом мебели? временем года? цветком?» и т. д. Вопросы могут быть самые неожиданные и нелепые, так же как и
возможные ассоциации. По ответу надо догадаться, кто этот человек.--
Такую игру-упражнение, с успехом и с пользой можно проводить в училище. Вместо «знаменитостей» мы берем самых обычных общих знакомых, например студентов других курсов. Можно загадывать и всем известных актеров и т. д. Ассоциации приучают студентов к образности мышления, к неожиданным обобщениям, цепкости наблюдений.
Очень полезно для развития воображения проигрывать про себя, молча, в удобное время (прогулка, отдых в постели, в кресле, поездка в автобусе, метро и т. д) какие-либо надуманные ситуации. Для этого надо только «оттолкнуть» от чего-то свою фантазию. Таким толчком может быть и книга, и недавно виденный фильм, и наконец, просто вид из окна поезда или автобуса. «Что бы было, если бы я попал сюда в раннем детстве?.. Или не в детстве, а вот сейчас?.. А если в зрелом возрасте?.. Мог бы сюда попасть герой репетируемого мной теперь отрывка? Что бы он здесь делал?»