Фантазией, девушка пошла поначалу от наблюдения над своим школьным директором (мужчиной). Она надела широкий, почти мужской пиджак, широкую юбку, закурила и стала ходить по-мужски, широко шагая. Но внешние наблюдения почти сразу же стали перемешиваться с работой над внутренней сущностью будущего образа. Добрая и мягкая от природы, она искала в себе черты сдержанности, самообладания и резкости. В этюде «На традиционном вечере-встрече» она, разговаривая с бывшими своими воспитанниками, была так проникновенно-внимательна, так сдержанно-сильна, что захватывала зрителей.
Этот образ скупо дан автором, и все-таки образ, созданный студенткой, и образ, написанный Анчаровым, оказались очень близки/ми.
Профессор Татьяна Митрофановна Шухмина-Щукина проводит со студентами вторых курсов еще один интересный цикл упражнений.
Предположим, что в произведении есть персонаж, отличительной особенностью которого является жадность. Татьяна Митрофановна делает с исполнителем целый цикл упражнений-этюдов, чтобы выявить в нем самом именно эту черту характера.
|
|
Перед началом упражнений студенты не знают, кого именно они будут изображать. Они делают ряд этюдов «от себя». В первом этюде — «В загородном походе», действуя ло принципу «я в предлагаемых обстоятельствах», студент вместе со своими товарищами отправляется в поход по Подмосковью (действует он в этюде один). Остановились на ночлег, развели костер, но спичек осталось очень мало, их надо экономить. Обстоятельства заставляют студента находить в себе «экономного» человека.
Следующий этюд — «В экспедиции». Тот же студент попадает в дальнюю экспедицию. Запасов продовольствия в обрез. Есть общие продукты всех участников и его, студента, собственные — он держит их отдельно. Боясь возможного голода, он во время приготовления обеда часть общих продуктов откладывает в свой собственный запас. (В этом этюде, как и в предыдущем, студент действует один.)
Третий этюд. Студент «постарел», он уже пенсионер, живет в городе, на пятом этаже. Лифта нет. Спускаться за продуктами трудно, а часто просить соседей неудобно. За обедом он очень экономно ест кефир и хлеб. У него есть еще одна бутылка кефира, но он не дает ее пришедшей к нему соседке, тоже пенсионерке.
И наконец, последний этюд строится на тему, взятую из того произведения, над которым работают. Теперь студенту говорят, кого именно он играет.
Благодаря циклу этих этюдов, исходя из данных самого студента, доминирующее качество характера роли (в данном случае жадность) выявляется, «культивируется». Характерность рождается сама собой.
Следующий этап работы — детальная разработка роли. Путем наблюдений над подобными людьми, включения фантазии,