Затруднение той птицы, которая оставила предусмотрительность из-за жадности и плотской страсти

И вот — [одна] птица села на некую стену,

направила взор на зерна одной сети.

Один взгляд она бросает в сторону степи,

другой взгляд алчность ее притягивает к зерну.

Этот взгляд с тем взглядом столкнулся,

внезапно лишил ее разума.

2865 И вот — [другая] птица, которая оставила эти сомнения,

оттуда взгляд оторвала и направила его в степь,

Веселы ее крылья, как счастлива она,

что имамом всех свободных стала она.

Всякий, кто сделает ее предметом подражания, освободится,

в месте безопасности и свободы он усядется,

35 Досл.: «с желтым (т. е. бледным) лицом».

36 Отсылка к айату: «О сыны Адама! Пусть сатана не искусит вас, как он извел ваших родителей из рая, совлекши с них одежду, чтобы показать им их мерзость. Ведь он видит вас — он и его сонм — оттуда, откуда вы их не видите…» [Коран, 7: 26 (27)].


Потому что царем предусмотрительных станет его сердце,

дабы цветник и лужайка стали его жилищем.

Предусмотрительность им довольна, и он доволен предусмотрительностью;

так вот и [ты] делай, если принимаешь меры и [строишь] намерения.

2870 Много раз в сети алчности ты попадал,

глотку свою подставлял для перерезания.

И снова тот Всепрощающий [Свою] милость выпустил на волю,

покаяние принял и вас обрадовал,

Сказал: «Если вы вернетесь таким образом, то и Мы вернемся 37 таким образом,

Мы сделали парой деяниям воздаяние.

Если Я одного из пары к Себе приведу,

прибежит и его пара поневоле.

Сделали Мы парой это действие и последствие [его];

когда придет одно из [них], придет и другое».

2875 Если похитит грабитель из пары супруга,

пара [его] придет вслед за ним, ища супруга.

Во второй раз к этой сети вы пришли,

прах в глаза раскаянию бросили.

Снова тебе Всепрощающий развязал тот узел,

сказал: «Берегись, убегай, лицо в эту сторону не обращай».

И снова, когда пришел указ забывчивости,

душу твою к огню он повлек.

О мотылек, не будь забывчивым и не сомневайся,

на сгоревшие крылья ты взгляни хоть один [раз].

2880 Коли ты спасся, то благодарностью будет, если никогда к тому зерну ты не будешь проявлять склонности,

Дабы тебе, когда ты произнесешь благодарность, даровал Он пропитание без сетей и без страха врагов.

В благодарность за то благо, что Он вас освободил,

о благе Истинного следует помнить.

Сколько ты в страданиях и бедах

говорил: «Из сетей меня освободи, о Боже,

Дабы так я служил [Тебе], творил добро,

прах в глаза Шайтану бросал».

Рассказ о том, как собаки обещали каждую зиму:

«Когда это лето наступит, построим мы на зиму дом!»

2885 У собаки зимой сжимаются кости,

так удары холода уменьшают,

Что говорит она: «С телом такого размера, как у меня,

дом из камня надо мне построить.

37 Отсылка к айату: «Может быть, Господь ваш помилует вас, а если вы вернетесь, то и Мы вернемся и для неверных сделаем геенну тюрьмой» [Коран, 17: 8 (8)].


Когда лето придет, я лапами

для студеной поры построю дом из камня».

Когда же приходит лето, от простора

кости [ее] расширяются, а шкура лоснится.

Говорит она, видя себя большой:

«В каком же доме я помещусь, о уважаемый?»

2890 Становится она большой, вытягивает ноги в тени,

ленивая, сытая, изнеженная, своенравная.

Говорит ей сердце: «Дом строй, дядюшка!»

Она говорит: «Разве я умещусь в доме, скажи?»

Кости твоей алчности во время боли сжимаются, становятся мелкими, скручиваясь.

Ты говоришь: «Из раскаяния построю я дом,

зимой будет у меня приют».

Когда же ушла боль и возросла у тебя та алчность,

как собаку, забота о доме тебя покинула.

2895 Благодарность за благодеяние приятней [самого] благодеяния;

испытывающий благодарность разве отправится [просить] благодеяния?

Благодарность есть душа благодеяния, а благодеяние — как кожа,

потому что благодарность приведет тебя на улицу Друга.

Благодеяние приводит [за собой] беспечность, а благодарность —

бдительность;

охоться за благодеянием при помощи сетей благодарности Царю.

Благодеяние благодарности тебя сделает удовлетворенным и амиром,

дабы ты сотню благодеяний даровал беднякам.

Досыта ты вкусишь пищи и сладостей Истинного,

чтобы ушли из тебя обжорство и попрошайничество.

Как не давали отвергавшие пророкам (мир им!) наставлять и приводить доказательства на манер джабаритов

2900 Народ [Сабы] сказал: «О наставляющие, хватит уже

того, что вы сказали, если в этой деревне есть хоть кто-то[, кто бы вас услышал].

Замок на сердца навесил Истинный 38;

никто не может превзойти Творца.

Форму нашу такой сделал этот Рисовальщик,

она не станет из-за разговоров другой.

Камню [хоть] сто лет говори: „Стань яхонтом!”

Старому [хоть] сто лет говори: „Стань новым!”

Земле говори: „Обрети атрибуты воды!”

Воде говори: „Стань медом или молоком!”

38 Отсылка к Корану: «Наложил печать Аллах на сердца их и на слух, а на взорах их — завеса». См. при-

меч. к б. 2755.


2905 Творец небес Он и обитателей небес,

Творец воды, земли и земных [существ].

Небу Он даровал вращение и чистоту,

воде и глине — темноликость и произрастание.

Разве может небо избрать мутность?

Разве могут вода и глина купить чистоту?

Наделил Он каждого [своим] путем;

разве станет гора при помощи усердия как соломинка?»

Ответ пророков (мир им!) джабаритам

Пророки сказали: «Да, сотворил [Он]

качества, от которых нельзя отвернуться,

2910 И сотворил Он [также] качества акцидентные,

так что человек ненавидимый становится тем, кем довольны.

[Если] камню ты скажешь, мол, „стань золотом” — это бесполезно; [если же] меди скажешь: „Стань золотом”, — [для этого] есть способ.

Песку ты скажешь: „Стань глиной”, — он не способен [на это];

земле ты скажешь: „Стань глиной”, — это допустимо.

Болезни Он нам дал, от которых нет средства,

подобные хромоте, плоскому носу, слепоте.

[И] дал Он болезни, от которых средство есть,

подобные параличу лица и головной боли.

2915 Эти лекарства создал Он ради согласия,

эти болезни и лекарства не от бессмыслицы.

Но от большинства болезней средства есть;

если усердно будешь искать, придут они [тебе] в руки».

Как отвергавшие [пророков] повторяли джабаритские доводы

Народ сказал: «О сонм [пророков], эта наша болезнь не из тех болезней, которые подлежат излечению.

Много лет вы произносили эти заклинания и советы,

но крепче становились от этого с каждым мигом оковы.

Если бы лекарству эта болезнь поддавалась,

то в конце концов хотя бы частица от нее убыла.

2920 Если случилась непроходимость, вода не поступает в печень;

даже если [больной] выпьет море, она направится в другое место.

Неизбежно распухнут руки и ноги, [но] жажду не сокрушит это питье».

Вновь ответ пророков (мир им!) им

Пророки сказали: «Отчаяние — плохо;

превосходство и милости Господа безграничны.


В таком благодетеле не следует отчаиваться,

ухватитесь рукой за седельный ремень этой милости!

О, как много дел, которые вначале обернулись тяжкими,

а после этого были разрешены, трудность же прошла.

2925 После отчаяния — множество надежд;

вслед за тьмой — множество солнц.

Я принял то, что вы окаменели,

замки на уши и сердца навесили.

Но нам никакого дела нет до согласия,

наше дело — покорность и исполнение велений.

Он повелел нам эту рабскую службу,

у нас не от самих себя эта говорливость.

Душу (жизнь) мы имеем [лишь] ради Его приказа:

если на песке скажет нам [сеять], мы будем сеять.

2930 Кроме Истинного, у души пророка нет друга,

до приятия и отвержения людей ему нет дела.

Плата за распространение Его посланий — от Него;

уродливыми и враждебными на вид мы стали ради Друга.

Мы на этом пороге не усталые,

чтобы из-за дальности пути повсюду останавливаться.

Закрывшим сердце и усталым бывает тот человек,

который из-за разлуки с Другом бывает в узилище.

Возлюбленный и Желанный — возле нас,

под россыпью Его милости душа выражает благодарность.

2935 В сердце нашем — заросли тюльпанов и цветник,

старости и увяданию [туда] дороги нет.

Вечно мы влажны, и молоды, и нежны,

свежи и сладки, смеемся и изящны.

Для нас сто лет и один час — одно и то же,

ибо [понятия] длинного и короткого от нас отлучены.

Это длинное и короткое — в телах;

это длинное и короткое в душах — где оно?

Триста девять лет тех Друзей Пещеры для них — один день без печалей и горя.

2940 И тогда ведь показался он им одним днем 39,

когда в тела вернулись души [их] из небытия.

Если нет дня и ночи, месяцев и лет,

разве будут пресыщенность, старость и усталость?

Если в саду небытия есть беспамятство,

то опьянение — из чаши Божественной милости.

Кто не попробовал, не знает, — каждый, кто не испил;

разве вообразит навозный жук дыхание розы?

39 Аллюзия на айат: «Один из них сказал: „Сколько вы пробыли?” Они сказали: „Пробыли мы день или часть дня”…» [Коран, 18: 18 (19)].


Не подвластно [это] воображению; если бы это поддавалось воображению,

то, подобно поддающимся воображению [вещам], оно бы становилось несуществующим.

2945 Ад как вообразит рай?

Засияет ли красивое лицо из-за уродливой свиньи?

Смотри же, свое горло не режь, постой, о жалкий!

Такой кусок пищи пришел [тебе] в рот!

Трудные пути мы завершили,

дорогу для нашего народа сделали легкой».

Как повторяли люди пророкам (мир им!) возражения в ответ на обнадеживание

Жители [Сабы] сказали: «Если вы и счастливое предзнаменование для самих себя,

то вы дурное предзнаменование для нас, противники [нам] и отвергнуты [на-

ми].

Душа наша была свободна от сомнений,

вы нас в печаль ввергли и в муку.

2950 Вкус единства, который был, и согласие

стали из-за вашего мерзкого предзнаменования разделенными на сто разобщений.

Попугаем, [вкушающим] сладости и сахар, мы были,

птицей, думающей о смерти, стали мы из-за вас.

Повсюду, где есть распространяющая печаль сказка,

повсюду, где есть голос неприятный,

Повсюду, где в мире есть дурное предзнаменование,

повсюду, где есть искажение, наказание, порицание —

[Все это] есть в приводимых в пример преданиях и предзнаменованиях ваших,

возбудить печали — ваш предмет желаний!»

И снова ответ пророков (мир им!)

2955 Пророки сказали: «Предсказания мерзкие и плохие 40

посреди вашей души обретают помощь.

Если ты в месте опасном заснул

и дракон покушается на тебя со стороны, [где покоится] твоя голова,

А добрый человек тебя известил,

мол: „Вскакивай поскорей, а не то дракон тебя съест!” —

Ты же скажешь: „Как это ты дурные предзнаменования сообщаешь?”

40 Аллюзия на айаты: «Они сказали: „Мы увидели в вас дурное предзнаменование! Если вы не удержитесь, мы вас побьем каменьями, и вас постигнет от нас мучительное наказание”. Те сказали: „Предзна- менование ваше при вас будет…”» [Коран, 36: 17 (18)—18 (19)].


Что за предзнаменования? Вскочи, посмотри при свете!

Из среды дурных предзнаменований я сам тебя освобожу, отведу к дому,

2960 Потому что пророк осведомляет о скрытом,

ибо увидел он то, что не видели люди этого мира.

Если врач скажет тебе: „Не ешь незрелый виноград,

потому что такая болезнь причинит смятение и горе,” —

Ты же скажешь: „Как это ты дурные предзнаменования сообщаешь?” —

и затем ты наставляющего [тебя] делаешь виноватым.

А если астролог скажет тебе: „Сегодня совсем за такое-то дело не берись”, —

Хоть ты сто раз и увидишь обман звездочета,

но один-два раза [предсказание] сбудется, и ты поверишь.

2965 Эти же наши звезды никогда не были противоречащими [тому, что они предсказывают],

как это правильность их осталась для тебя [сокрытой] в ножнах?

Тот врач и тот астролог из-за сомнений осведомляют [тебя], а мы — из-за уверенности.

Мы видим дым, и огонь со стороны набрасывается на отрицающих.

Ты говоришь: „Прекрати эти речи,

потому что вредит нам речь, содержащая зловещее предзнаменование!”

О ты, кто не слушает наставления наставляющих!

Дурное предзнаменование — с тобой, куда бы ты ни пошел.

2970 Змея эфа на спину тебе всползает,

он же (наставляющий) с крыши ее видит, извещает тебя.

Ты ему говоришь: „Замолчи, не печаль [меня]”, —

а он говорит: „Будь весел, а это слово было сказано”.

Когда вонзит пасть эфа в твою шею,

горькими станут для тебя все поиски радости.

Тогда ты ему скажешь: „[Значит,] так оно и было, о такой-то?

Отчего не разорвал ты ворот, возопив?

Или сверху ты бы бросил в меня камень,

чтобы мне эту серьезность [угрозы] показать и беду”.

2975 Он скажет: „Из-за того, что ты бы обиделся”, —

а ты скажешь: „Хорошо же ты меня развеселил!”

Скажет: „Я проявил благородство, дав совет,

чтобы спасти тебя от этого ремня.

Из-за [своей] подлости истинность его ты не признал,

закваску мучения и мятежа ты создал”».

Таков нрав у низких подлецов,

зло он причинит тебе, если ты сделаешь [ему] добро.

Плотскую душу этим терпением согни,

ибо она подлая, и не подобает [делать] ей добро.

2980 Благородному если ты сделаешь доброе дело, это подобает,


за одно он взамен воздаст семьсот.

Подлому если ты причинишь насилие и притеснение,

станет он рабом тебе весьма верным.

Неверующие сеют в благодеянии притеснение,

и вновь в аду [раздается] их вопль: «Господь наш!» 41


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: