И как он почуял запах Истинного в запахе Йусуфа

и как лишены братья [Йусуфа] и другие люди этих двух вещей

3030 То, что Йа‘куб испытал от лица Йусуфа,

было предназначено ему, разве это достигло братьев?

Этот (Йа‘куб) от любви к нему бросается в колодец,

а тот (брат) с враждой для него колодец роет.

Его (Йусуфа) скатерть для него (брата) пуста от хлеба,

а для Йа‘куба полна, ибо он — желающий.

Лицо неумытое не увидит лика солнца,

«нет молитвы», говорят, «без очищения» 50!

Любовь бывает пищей душ,

голод поэтому бывает пропитанием душ.

3035 Голод по Йусуфу был у того Йа‘куба,

запах его хлеба доносился издалека 51.

Тот, кто взял рубашку, торопился,

запаха рубашки Йусуфа не обнаружил.

Тот же, кто был за сто фарсангов от той стороны,

будучи Йа‘кубом, чувствовал запах.

О, как много ученых обделены знанием!

Страж науки такой человек, а не любящий [ее].

Слушающий же [его] у него обретает обоняние,

даже если слушающий и из простых людей,

3040 Потому что рубашка в руках его (ученого) взята на время,

подобно девушке-рабыне в руках того работорговца.

Девушка-рабыня для работорговца — безделица,

в его ладони она — для покупателя.

Удел от Истинного есть дарование пропитания,

любой [доле] нет дороги к другой [доле].

Одна благая фантазия стала садом для того [человека],

одна мерзкая фантазия ограбила в дороге этого [человека].

Тот Господь, который из одной фантазии создал сад,

а из [другой] фантазии — ад и плавильню;

49 Йа‘куб — отец Йусуфа (библ. Иаков). В Коране рассказывается, как Йусуф послал с братьями ослепше- му отцу свою рубашку с указанием набросить ее ему на лицо. Они так и сделали, и Йа‘куб прозрел [Коран, 12: 93 (93)—96 (96)].

50 Перефразирование хадиса: «Нет молитвы для того, кто не очистился» (ﻪﻟرﻮﻬﻃﻻﻦﻤﻟةﻼﺻﻻ) [Ахадис-и

Маснави. С. 90].

51 Аллюзия на айат из коранического рассказа об Йусуфе [Коран, 12: 94 (94)].


3045 Так кто же может знать путь к Его цветникам?

Так кто же может знать место Его банных топок?

Смотритель сердца не увидит на ристалище,

из какого столпа души возникнет фантазия.

Если бы увидел он место ее восхода, при помощи ухищрений перекрыл бы он путь любой неприятной фантазии.

[Но] разве лазутчику проникнуть в то место,

которое бывает наблюдательной башней и засовом небытия?

Подол Его милости возьми в [свою] длань, подобно слепцу,

хватка слепого такова, о царь!

3050 Подол Его — приказ и веление Его;

счастлив тот, для кого набожность [как] душа.

Один — на лужайке, [возле] ручья,

а другой, рядом с ним — в мучениях.

Тот удивляется: «Наслаждение его — отчего?»

А этот удивляется: «У кого он в плену?»

«Эй, отчего ты сух? Ведь здесь есть множество источников!

Эй, отчего ты бледен? Ведь здесь есть сотня лекарств!

Эй, сосед! Давай, войди же на лужайку!»

Говорит он: «О душа [моя], не смею я войти».

Рассказ об амире и его рабе, который любил творить намаз


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: