3545 [Этот мир] как баня, которая натоплена:
тебе станет тесно, душа твоя съежится.
Хоть баня и широка, и длинна,
от ее жара стеснится и умалится твоя душа.
Пока не выйдешь наружу, не раскроется твое сердце;
так какая польза тебе от просторности дома?
Или же тесную обувь наденешь ты, о заблудший,
по широкой пустыне пойдешь:
та ширь пустыни стала тесна,
стали тебе тюрьмой та равнина и степь.
3550 Всякий, кто увидит тебя издалека, скажет:
«Он на этой равнине как свежий тюльпан расцвел!»
Он не знает, что ты, как угнетатели,
наружностью — в цветнике, а душа горестно вопит.
Сон твой — снятие той обуви,
когда на время душа свободна от тела.
Для святых (аулийа) сон — царство, о такой-то,
как для тех друзей пещеры в этом мире.
ТРЕТИЙ ДАФТАР 221
Сон они видят, но там — сна нет,
в небытие они входят, а дверей [туда] — нет.
3555 «Дом тесный, а внутри душа скрючилась;
разрушил Он его, чтобы построить царский дворец.
Я скорчился, как плод в лоне,
я стал девятимесячным, это переселение стало важным делом [для меня].
Если не будет родовых мук у моей матери,
я в этой тюрьме — посреди огня.
Мать-природа моя из-за своих смертельных мук
дает дорогу [мне наружу], чтобы высвободился ягненок из овцы,
Чтобы пасся этот ягненок на зеленой равнине;
смотри же, раскрой лоно, ибо стал этот ягненок огромен» 4.
3560 Родовые муки, хоть и бывают страданием для беременной,
для плода же бывают разрушением тюрьмы.
Беременная плачет от родов, мол: «Где прибежище?» —
а тот плод смеется: «Пришло избавление!»
Всякие матери, находящиеся под небосводом —
из неодушевленных предметов, из скота, из растений, —
Каждая из них о страдании другой не ведает,
кроме тех людей, которые бодрствуют и совершенны.
То, что знает безбородый 5 о домах людей,
густобородый разве знает о собственном доме?
3565 Того, что владыка сердца знает о твоем состоянии,
ты о своем состоянии не знаешь, о дядюшка.
4 Слова Билала, обращенные к жене.
5 Слуга-евнух.