Новые феномены экономики и их исследования

Предисловие

«Сетевая экономика» относительно новая дисциплина. Она посвящена современным тенденциям, которые связаны с развитием средств передачи информации и новых высокотехнологичных моделей бизнеса. С ростом популярности интернета и появлением новых видов бизнеса, в первую очередь, интернет магазинов, изменяются и экономические законы, появляются новые институты и экономические структуры и формируются новые правила поведения на рынке. Эти новые формы функционирования экономики нуждаются в систематизации и изучении. Этому и посвящён предлагаемый курс.

Новые феномены экономики и их исследования

Рост доли «высокотехнологичных компаний» на рынке и связанные с ними новые формы организации бизнеса привлекли внимание исследователей ещё в середине XX века. Эти феномены требовали научного анализа и объяснения. Принципиальным для большинства исследователей являлось выделение новых аспектов экономики и их исследование. Было сделано много различных попыток охарактеризовать то новое, что появилось в экономике, и спрогнозировать дальнейшее развитие экономической ситуации как в данном сегменте рынка, так и в экономике в целом.

Большинство исследователей приписывает новым феноменам роль принципиально новых экономических механизмов, которые сопоставляются с традиционными экономическими механизмами. При этом, однако, существование принципиально новой экономической системы в ближайшем будущем представляется маловероятным.

С начала первых исследований в данной области сам сектор «высокотехнологичных компаний» и экономика многих стран в целом пережили не одну трансформацию и кризис, однако ряд новых моделей бизнеса, связанных, в первую очередь, с использованием интернет-технологий, преимуществ глобализации, сетевых моделей взаимодействия и большей роли информации (одновременно как товара и как средства производства) в функционировании данного бизнеса, прочно остались в структуре экономики многих стран (в первую очередь относящихся к развитым странам).

Именно эти феномены являются предметом исследования в данном учебном курсе.

Для обозначения нового состояния экономики (текущего или ожидаемого) различные исследователи используют следующие термины: «информационная экономика», «постиндустриальная экономика», «неоэкономика», «экономика, основанная на знаниях», «новая экономика» ("New Economy")[1] [Stephen B. Shepard], «следующая экономика» ("Next Economy") [J. Bradford De Long, A. Michael Froomkin], «высокотехнологичная экономика» ("Hi-Tech Gift Economy") [Richard Barbrook], «экономика внимания» ("Attention Economy") [Michael H. Goldhaber], «цифровая экономика» ("Digital Economy") (см. [The Emerging Digital Economy II]), «е-кономика» ("E-conomy") (см. [E-conomy] сайт), «сетевая экономика» ("Network Economy" [Kevin Kelly] или "Networked Economy" [Status Report on European Telework]), появлялись и менее заметные – «конвекционного общества», «справедливого общества», «программируемого общества» (А. Турен), «постбуржуазного общества» (Дж. Лихтхайм), «посткапиталистическое общество» (Р. Дарендорф), «постмодернистское общество» (А. Этциони), «постцивилизационное общество» (К. Боулдинг), «постэкономическое общество» (Г. Кан), «общество риска» (У. Бек), «постнефтяное общество» (Р. Барнет)[2]. Относительно недавним является термин «виртуальная экономика».

Различные исследователи подчёркивают одну или несколько отличительных черт в развитии современной экономики. Большим набором отличительных черт наделяют «новую экономику», согласно материалам, выпущенным статистическим комитетом Еврокомиссии (Statistical Indicators for the New Economy, Statistical Office of the European Communities, October 2000), говорится, что хотя универсального и общепринятого определения "новой экономики" нет, но большинство экспертов перечисляют следующие ее четыре характеристики (цитируется по упомянутой выше публикации):

1. Новые, увеличивающие стоимость, сервис/знания. Новая экономика – основана на знаниях. В 1996 г. председатель федерального резервного банка США заметил, что экономический выпуск СЩА сегодня в физических терминах весит столько же, сколько он был 100 лет назад. Однако за это время объемы экономического производства увеличились в 100 раз. Очевидно, что за это время изменилась природа производимой продукции: от преобладания физически тяжелых продуктов к повышению доли услуг и нематериальных продуктов.

2. Подвижные предприятия. Новая экономика становится молекулярной, достигая экономию на масштабе за счет организации сетевых взаимодействий между "молекулами". Основной движитель постоянных изменений – непрерывно возрастающая конкуренция в глобальной экономике. Широкое использование информационных технологий создало развитую сеть связей и взаимозависимостей, которые трансформировали многие национальные экономики в один глобальный рынок. В тоже время информационные технологии обеспечивают компании инструментами для реализации собственных изменений. Это дает возможность компаниям быстро изменить их организационную структуру для того, чтобы работать в более тесном контакте с партнерами и поставщиками и быстро выбросить новые продукты на рынок.

3. Виртуальные сообщества. Новая экономика, в общем, характеризуется виртуальностью. Большинство сообществ определяются и ограничиваются географическим размещением их членов. Однако технологии информационного общества сносят пространственные барьеры. Люди создают новые сообщества, которые уже определяются их общими интересами, а не географическим расположением.

4. Исключение посредника. Во всех сферах посредники исключаются. Тенденция пропускать посредников в бизнес цепочках сейчас уже хорошо заметна – производители имеют дело прямо с конечными потребителями. Вместе с тем, менеджмент среднего уровня также находится под угрозой. В течение последних нескольких лет многие компании трансформировали как их бизнес процесс, так и их организационную структуру.

Впервые об «информационной экономике» заговорили в 1960-х годах, в рамках учения об информационном обществе. Изобретение термина «информационное общество» приписывается профессору Токийского технологического института Ю. Хаяши. Основные работы по изучению информационного общества были начаты рядом японских исследовательских организаций: Агентством экономического планирования, Институтом разработки использования компьютеров, Советом по структуре промышленности при правительстве Японии. Интересны названия опубликованных документов: «Японское информационное общество: темы и подходы» (1969 г.), «Контуры политики содействия информатизации японского общества» (1969 г.), «План информационного общества» (1971 г.)[3]. В перечисленных отчетах информационное общество определялось как такое, где развитие компьютеризации предоставит людям доступ к надежным источникам информации и избавит их от рутинной работы, обеспечив высокий уровень автоматизации производства. При этом существенные изменения коснутся непосредственно самого производства, в результате которых его продукт станет более «информационно емким», что приведет к значительному увеличению доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости. Производство информационного продукта, а не продукта материального, по мнению авторов, будет движущей силой образования и развития общества.

В 70-е годы происходит революционное технологическое событие – изобретение микропроцессора, основной технологии современных компьютеров, а затем и персонального компьютера (1981г.). Следует отметить, что именно благодаря феноменальному росту производительности и доступности вычислительной техники (персональных компьютеров) стало возможно развитие информационного общества. Именно такой точки зрения придерживается японский ученый И. Масуда. Основные принципы и особенности грядущего общества представлены в его книге «Информационное общество как постиндустриальное общество».[4] Фундаментом нового общества станет, по мнению автора, компьютерная технология, главная функция которой видится им в замещении либо значительном усилении умственного труда человека.

Известный английский ученый Т. Стоуньер утверждал, что информацию, подобно капиталу, можно накапливать и хранить для будущего использования. В постиндустриальном обществе национальные информационные ресурсы превратятся, как он считал, в самый большой потенциальный источник богатства. В связи с этим следует всеми силами развивать, в первую очередь, новую отрасль экономики - информационную. Промышленность в новом обществе по общим показателям занятости и своей доли в национальном продукте уступит место сфере услуг, которая будет представлять собой преимущественно сбор, обработку и различные виды предоставления требуемой информации.[5]

По контрасту с «новой экономикой» исследователи информационной экономики выделяет одну сторону экономики – хозяйственную деятельность, связанную с информацией, что видно из следующего определения информационной экономики:

Информационная экономика – экономика, в которой большая часть валового внутреннего продукта обеспечивается деятельностью по производству, обработке, хранению и распространению информации и знаний, причем в этой деятельности участвуют более половины занятых.

П. Дракер, известный американский экономист, один из создателей современной теории менеджмента, считал, что «нынешнее общество еще преждевременно рассматривать как общество знания; сейчас мы можем говорить лишь о создании экономической системы на основе знания (knowledge society)».[6] Он признавал, что «знание быстро превращается в определяющий фактор производства, отодвигая на задний план и капитал, и рабочую силу»[7]. Современная эпоха, по мнению Дракера, представляет собой время радикальной перестройки, когда с развитием новых информационно-телекоммуникационных технологий человечество получило реальный шанс преобразовать капиталистическое общество в общество, основанное на знаниях.

В 1973г. появляется книга американского социолога Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования».[8] В своей работе, Д. Белл разделяет всю историю развития человечества на три эпохи: аграрную, индустриальную и постиндустриальную. Согласно Д. Беллу, важной чертой постиндустриального общества является развитие сферы услуг, как основы постиндустриального общества, развитие знаний – «эффективного катализатора» и технологий. Именно Д. Беллу принадлежит известная категоризация обществ по совокупности признаков: основной производственный ресурс, тип производственной деятельности и характер базовых технологий[9].

Таблица 1. Категоризация обществ, предложенная Д. Беллом

  Основной производственный ресурс Тип производственной деятельности Характер базовых технологий
Постиндустриальное Информация Последовательная обработка Наукоемкие
Индустриальное Энергия Изготовление Капиталоемкие
Доиндустриальное Сырье Добыча Трудоемкие

Первыми исследователями сетевой экономики считаются Кевин Келли и Мануэль Кастэльс. Российским исследователем сетевой экономики является Паринов С.И. Для них характерен акцент на сетевых взаимодействиях (также данный тип взаимодействия называют прямыми информационными взаимодействиями). Приведём определение сетевой экономики, как оно дано в докладе Европейской комиссии 1997 года:

Сетевая экономика - "среда, в которой любая компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут контактировать легко и с минимальными затратами с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для торговли, для обмена идеями и ноу-хау или просто для удовольствия".

Однако данное определение всего лишь определяет среду, в которой происходят экономические взаимодействия, поэтому некоторые исследователи дают следующее определение сетевой экономики:

“Сетевая экономика - хозяйственная деятельность, осуществляемая с помощью электронных сетей (цифровых телекоммуникаций)”.

Оба этих определения не могут в полной мере описать все исследуемые феномены сетевой экономики и то, как эти феномены отражаются на функционировании современной экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: