Средства связи: электронная почта, обмен мгновенными сообщениями (ICQ, Jabber и другие «интернет пейджеры»), форумы, чаты, телеконференции (Skype, SIP)

4. Использование компьютерных средств коллективной работы [15][16] для совместной работы групп людей через интернет.

Данные явления в настоящее время в большей степени связаны с развитием бизнеса и отражают распространенное среди предпринимателей современное понимание возможностей интернет технологий для снижения затрат и повышения эффективности бизнес деятельности.

По данным, опубликованным в журнале The Economist еще в 1999 г., около 90% высших менеджеров крупнейших международных компаний считало, что интернет изменит или сильно повлияет на глобальный рынок в ближайшие годы. Как пример, вице-президент компании Intel утверждал, что через пять лет все компании будут интернет компаниями, или они будут уничтожены конкурентами.

Среди общих рассуждений, которые можно найти в западных публикациях, о том, как скажется развитие интернета на методах и формах бизнеса, представляют интерес следующие сюжеты из публикаций в The Economist.

Чем является интернет для бизнеса: самым значительным явлением со времен индустриальной революции или просто обычной полезной вещью, которая совершенствует коммуникации, примерно, как телефон? Ответ, возможно, лежит посередине: интернет внедряется в бизнес и производство гораздо глубже телефона, но он не создал полностью новую экономику, по крайней мере, пока. Уже замечено, что старые правила бизнеса (бей конкурентов, подчиняй поставщиков и держи заказчиков в неведении о тех, кто лучше тебя) работают все хуже. Интернет дает беспрецедентные возможности для сотрудничества, но пока нет ясности, как это изменит привычный способ совместной работы и облик фирмы, как предприниматели будут адаптироваться к быстро меняющимся коалициям и новым союзам между бизнесменами.

Отмечается, что в результате массового использования интернет-технологий в деятельности компаний в общеэкономической среде наблюдаются следующие изменения: 1)формируются новые модели ведения бизнеса (например, информационное партнерство); 2)начинают использоваться новые принципы управления бизнесом (пример - менеджмент 5-го поколения); 3)появляются новые правила успешного индивидуального поведения (например, правила К. Келли).

Первый пункт в этом списке можно проиллюстрировать материалами, также опубликованными в The Economist.

Использование компаниями интернета позволяет им создавать трехстороннее "информационное партнерство" со своими поставщиками и заказчиками. В условиях прямых и оперативных контактов через интернет эти связи могут превращаться в сотрудничество, направленное на коллективный поиск путей повышения эффективности по всей цепочке от спроса до потребления, а также совместного использования полученных выгод. Примерами служат компании Cisco System, General Electric, Dell, Ford, Visa и др.

Вот, например, короткое описание модели бизнеса, используемой в компании Dell[17]:

Компания ежедневно продает компьютеры через свой веб-сайт на 15 млн долларов. Одной из причин этого является "информационное партнерство" компании с его поставщиками и заказчиками. Поставщики компании имеют постоянный онлайновый доступ к содержанию их заказов от компании через ее корпоративный экстранет (extranet). Они могут организовать свое производство и поставки так, чтобы Dell постоянно имел все необходимое для надлежащей организации производственного процесса. Допуская поставщиков в свою базу данных, Dell считает, что они будут постоянно в курсе о любых изменениях в его спросе. С другой стороны, Dell через свой веб-сайт дает заказчикам доступ к информации о прохождении их заказа через свою производственную цепочку. Что позволяет покупателям отслеживать изменения статуса в исполнении их заказа от момента его начала на заводе до момента окончания возле двери покупателя.

Как только фирмы добиваются успехов в снижении их затрат и в повышении эффективности за счет капиталовложений в возможность вести свою деятельность через интернет, то у них появляется заинтересованность, чтобы их постоянные партнеры сделали тоже самое. Исследователи отмечают, что это стимулирует распространение использования интернет-технологий в экономике по всем звеньям производственно-технологических цепочек.

The Economist дает на этот счет и еще один пример:

Британская фирма Safeway, являющаяся владельцем серии супермаркетов, сконструировала, основанную на веб, интегрированную систему (value chain), которая внесла революционные изменения в методы их бизнеса. В разделе операций по закупке они открыли доступ сотням поставщиков к данным о содержании их складов. Это позволило поставщикам получать информацию в реальном времени о том, как продаются через каждый из торговых залов Safeway, поставляемые ими товары. В этих условиях поставщики могут отслеживать изменение спроса и вкуса покупателей, а также следить, чтобы запас товаров на складах Safeway не уменьшался.

Супермаркет в свою очередь может теперь легко увеличивать количество своих поставщиков, предлагая им более широкий выбор возможностей для сотрудничества и лучшие цены, т.к. его затраты на создание таких возможностей стали существенно меньше с использованием интернет-технологий. Аналогично, затраты поставщиков на контакты с супермаркетом также уменьшились.

В разделе операций по продаже товаров использование интернет-технологий дало возможность покупателям делать удаленные покупки (электронную коммерцию) и получить доступ к электронным каталогам супермаркета. Сам супермаркет получил от этого возможность собирать и анализировать данные о предпочтениях покупателей, и использовать их для организации персонифицированного продвижения (рекламы) своих товаров.

Там же, отмечается, что с внедрением интернет-технологий в процесс функционирования компаний они получают ранее не мыслимые способы для интеграции их операций с внешними организациями. При этом основными направлениями развития компаний становятся: а)аутсорсинг (outsourcing)[18]; б)уменьшение ее размеров; в)ее реинжениринг; г)полное изменение содержания бизнеса. Вертикальная интеграция компаний, которая была главным достижением индустриальной эпохи, в этих новых условиях может быть даже опасна, т.к. маловероятно, что отдельная взятая компания будет одинаково хороша во всех звеньях своего бизнес-процесса.

В этих условиях целями большой компании должно стать ее превращение в своеобразный коммутатор, который, как это видно из предыдущих примеров, во-первых, дает мелким фирмам стимул для использования интернет-технологий, а также создает им среду для более дешевого мониторинга спроса и предложения. Целью небольшой фирмы в этих условиях становится доказательство своей жизненной необходимости для потенциальных партнеров. Компании, использующие данные инновации должны быть готовы допустить своих поставщиков и заказчиков к внутренним процессам своей работы, а также получить аналогичное понимание бизнес процессов своих партнеров. Все это создает совершенно новые стандарты на открытость и прозрачность компаний. В итоге, можно говорить, что интернет усиливает тенденцию к разукрупнению экономических структур.

А вот как описываются принципы менеджмента 5-го поколения, которые, по мнению их автора, являются эффективнее традиционных, если на предприятии хорошо развиты информационные технологии[19]:

  • связывание не начальника с подчиненным, а равноправных людей (людям должны обеспечиваться прямые контакты друг с другом);
  • каждый сотрудник должен иметь доступ к любой информации о предприятии; должен быть обеспечен доступ к знаниям любого сотрудника предприятия; работой должны заниматься "команды", работающие либо над определенным проектом, либо с определенным заказчиком, или классом клиентов; команды собираются из сотрудников разных отделов, или, более точно, из людей, компетентных в разных областях (в производстве, конструировании, финансах, рынках и т.д.);
  • поддержание целостности предприятия за счет создания сети команд (эти команды, эти подразделения могут и даже должны быть в основном "потенциальными", чтобы предприятие всегда могло отреагировать на изменяющиеся внешние условия, новые замыслы или знания. "В организации должна быть институциализирована готовность к изменениям");
  • работа в режиме реального времени, которая включает в себя запараллеливание работ и итеративно-коммуникационную их организацию (вместо последовательной и кооперативной);
  • создание технико-организационных условий для формирования "виртуальных" команд, члены которых могут находиться в различных географических точках.

Известны отчасти экстравагантные, но примечательные правила успешного индивидуального поведения в сетевой экономике, сформулированные Кевином Келли. Вот некоторые из них[20]:

  • Все дешевеет по мере совершенствования. Следует изобретать быстрее, чем новшество станет привычным.
  • Развивайте не продукт, а сеть деловых связей. Преданность стандартам, а не фирме.
  • Нужно стремиться стать пусть менее совершенным, но более гибким и децентрализованным, чтобы на пике успеха провести демонтаж старого и идти к новому.
  • Новые виды постоянно замещают старые. Балансировка на грани хаоса и самообновления.
  • Не решайте проблемы, ищите новые возможности. Повторы, копирование, автоматизация – обесцениваются, а оригинальность, воображение, творчество – растут в цене (полный список из 12 правил в переводе на русский язык в приложении).

Эти правила поведения были бы полным абсурдом для традиционных социально-экономических организаций 20-го века, но в новых условиях они, действительно, не только практически осуществимы, но и полностью соответствуют духу "информационного партнерства", "виртуальных команд" и т.п.

Переходя к анализу влияния сетевых инноваций на уровне компании, можно и здесь заметить присутствие знакомых признаков. Когда описанные выше модели ведения бизнеса, принципы менеджмента и индивидуального поведения глубоко проникают во внутрифирменную среду, ее организационная форма принимает новый вид, который получил название: "сетевая форма организации".

Считается, что главным отличием сетевых форм организации от рыночных и иерархических является: а)длительность связей между членами организации, которые б)регламентируются этими же лицами без участия вышестоящей власти. Д. Подольны и К. Пейдж[21] описывают сетевые изменения, происходящие во внутренней среде традиционных иерархических фирм и организаций, следующим образом:

- одно из основных отличий сетевой формы организации от традиционной заключается в этических или ценностных ориентациях ее участников;

- центральным элементом является "дух доброй воли" (spirit of goodwill), который означает использование "голоса" вместо "силы" для разрешения проблем, а также высокий уровень доверия между участниками (покупатель пытается работать с продавцом, принимая во внимание недостатки в его деятельности вместо того, чтобы сменить продавца);

- нормы взаимности лежат в основе сетевой организации (в отношениях между участниками преобладают чувства взаимных обязательств и ответственности, а не желание извлечь выгоду из имеющего место доверия);

- члены сетевой организации составляют "моральное сообщество", в котором предполагается доверительное поведение, понимание нормативных стандартов, где оппортунизм имеет мало шансов на существование.

Сетевая форма действует дополнительно к рыночному и иерархическому механизмам регулирования и поэтому конкурирует с другими двумя за обслуживание взаимодействий между людьми в экономике. Д. Подольны и К. Пейдж описывают суть экономических преимуществ сетевой формы в сравнении с рынком и иерархией следующим образом:

"Созданием лучших коммуникаций, чем это может сделать рынок, сетевые формы организации облегчают лучшую координацию перед лицом изменений, значимость которых не может быть полностью передана или понята через ценовые сигналы. В это же время, поскольку границы сетевых форм организации обычно более легко управляемы, чем границы иерархий, более легким являются модификации композиции сетевых организаций [реструктуризация] как ответная реакция на эти изменения".

Преимущества сетевых организаций описываются следующим образом:

1. Освоение новых навыков или знаний проходит лучше, чем в иерархической организации, т.к. сетевая форма предлагает лучшее разнообразие процедур поиска, чем иерархия, и обеспечивает участников более богатой и комплексной информацией, чем рынок. Это достигается двумя путями. Первый – стимулирование обучения за счет обеспечения быстрого распространения полезной информации. Второй – стимулирование синтеза новых знаний и информации на основе уже существующей у членов организации.

2. Легитимность или статус сетевой организации, в большей степени, чем у традиционной организации, определяется статусом ее членов и наоборот, статус сетевой организации легко распространяется на ее членов. Эта легитимность или статус могут в свою очередь иметь определенные экономические преимущества для участников, связанные, например, с ее выживанием, ростом и прибыльностью.

3. Экономические преимущества сетевой формы организации проявляются в некотором снижении транзакционных издержек по сравнению с традиционной командно-иерархической формой. Однако главным преимуществом являются не стоимостные, а качественные изменения. Например, более высокое качество продукции как следствие лучших коммуникаций между покупателем и поставщиком по вопросам, имеющим отношение к качеству. Другой пример – повышение адаптивности сетевой организации к непредсказуемым изменениям в окружающей среде.

4. Среди других преимуществ отмечается возможность сетевых организаций ослаблять внешние ограничения или неопределенность путем усиления своих связей с конкретными источниками, от которых эти ограничения зависят. Сетевая организация фактически является сетью малых фирм или производителей, что дает индивидам в сравнении с крупными бюрократическими формами организаций большую автономность, меньшее неравенство в распределении богатства и усиливает дух сообщества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: