Интернет-банкинг
В основе возникновения и развития интернет-банкинга лежат разновидности удаленного банкинга, использовавшиеся на более ранних этапах существования банковского дела:
- PC banking (доступ к банковскому счету с помощью персонального компьютера, осуществляемый посредством прямого модемного соединения с банковской сетью);
- telephone banking (обслуживание счетов по телефону);
- video banking (система интерактивного общения клиента с персоналом банка).
Посредством систем интернет-банкинга клиент банка можно осуществлять следующие действия:
- переводить денежных средств с одного счета на другой;
- покупать и продавать безналичную валюту;
- открывать и закрывать депозитные счета;
- определять график расчетов;
- оплачивать различные товары и услуги (коммунальные платежи, доступ в интернет, пользование сотовой связью и т.д.);
- контролировать банковские операции по счетам за любой промежуток времени;
- с помощью наиболее продвинутых систем возможно осуществить в онлайн режиме практически весь комплекс банковских услуг, включая кредитование, операции с ценными бумагами и управление личными финансами.
Среди преимуществ, которые получает клиент банка при использовании систем интернет-банкинга, можно отметить:
- экономию времени, так как у клиента нет необходимости посещать банк лично;
- возможность круглосуточно управлять своими финансовыми средствами и отслеживать операции;
- оперативное подтверждение и выполнение транзакций.
Удаленное обслуживание клиентов через интернет выгодно также банкам тем, что:
- снижаются издержки банка, связанные с совершением операций;
- есть возможность привлечь клиентов, не привязанных к географическому положению банка.
Интернет-страхование
Интернет-страхование представляет собой комплекс элементов отношений страховой компании и ее клиента, возникающих в процессе продажи продукта страхования, его обслуживания и выплаты страхового возмещения, если страхование полностью или по большей части осуществляется с использованием интернет-технологий. Электронное страхование более всего распространено в США, где множество крупных, средних и мелких страховых компаний предоставляют своим клиентам услуги по заключению страховых договоров различной направленности посредством интернета.
В стандартный комплекс услуг интернет-страхования входят следующие пункты:
- предоставление клиенту полной информации о состоянии компании, о предоставляемых услугах;
- расчет величины страховой премии и определение условий ее выплаты для каждого вида страхования и в зависимости от конкретных параметров;
- заполнение формы заявления на выбранную программу страховых услуг;
- заказ и непосредственная оплата через интернет полиса страхования;
- передача полиса, заверенного электронно-цифровой подписью страховщика, клиенту непосредственно через интернет;
- информационный обмен между Страхователем и Страховщиком во время действия договора и при наступлении страхового случая;
- оплата страховой премии Страхователю посредством интернет при наступлении страхового случая.
Преимущества от использования страховыми компаниями интернет технологий следующие:
- снижение капитальных издержек при создании глобальной сети распространения услуг;
- уменьшение себестоимости предоставления услуг;
- географическая диверсификация услуг.