Компоненты информационной инфраструктуры виртуального предприятия

Технологии, используемые в виртуальном предприятии, базируются на инфраструктуре, в которую входят стандарты!

области компьютерных сетей, взаимодействия программных средств, инженерии знаний, моделирования разрабатываемых продуктов и пр. Инфраструктура виртуального предприятия вклю­чает в себя следующие компоненты:

сетевые средства и технологии коммуникации (Netware);

различные средства поддержки групповой деятельности (Groupware), включая программные средства обеспечения про­цессов сотрудничества (Collaboration Software) и координации (Coordination Software);

корпоративные системы управления знаниями (Knowledge Management Systems);

средства быстрого построения распределенных приложений в неоднородных средах (RADD). Наиболее популярна CORBA- технология, использующая систему управления ОМА (Object Management Architecture);

CALS-технологии (Continuous Acquisition and Life Cycle Support — непрерывное приобретение информации и поддерж­ка жизненного цикла), ядром которых выступает международ­ный стандарт для обмена данными по моделям продукции STEP (Standard for the Exchange of Product model data), и др.

Рассмотрим перечисленные компоненты виртуальных пред­приятий более подробно.

Иерархия информационных сетей по уровням интеграции предопределяет вполне конкретные ограничения для доступа в информационное пространство. В глобальных сетях таких огра­ничений практически нет. В корпоративных сетях и сетях дело­вого партнерства они присутствуют и отражают интересы корпоративных пользователей или участников партнерских объе­динений.

Для обеспечения необходимой совместимости в компьютер­ных сетях действуют специальные стандарты, называемые про­токолами. Протоколы Международной организации стандартов ISO являются семиуровневыми и известны как протоколы ба­зовой эталонной модели взаимосвязи открытых систем OSI (Open System Interconnections). Сетевые протоколы — это наборы син­таксических и семантических правил, определяющих поведе­ние функциональных блоков сети при передаче данных. Они "еализуют совокупность соглашений относительно способа пред- тавления данных, обеспечивающего их передачу в нужных направлениях и правильную интерпретацию всеми участника­ми информационного обмена.

Среди различных служб сети Интернет, поддерживающих функционирование виртуальных предприятий, следует указать «всемирную паутину» World-Wide-Web, использующую гипер­текст и возможность клиентов взаимодействовать с другими при­ложениями Интернета, глобальные информационные серверы {Wide Area Information Servers), интерфейсы пользователя {брау­зеры), такие, как Netscape Navigator, Internet Explorer, Microsoft Outlook и др. Возможно использование общедоступных инфор­мационных серверов {FTP-серверов), списков рассылки элект­ронной почты (выполняет функции обычной почты), службы телеконференций (дискуссионные группы) и др.

Документы веб-среды записываются в специальном форма­те, называемом языком гипертекстовой разметки HTML (Hyper Text Markup Language). В последнее время на смену HTML при­ходит расширяемый язык разметки XML (extensible Markup Language).

В свою очередь, языки, развивающие XML-технологию, мож­но разделить на следующие классы:

средства описания информационных ресурсов (Resource Description Framework);

языки описания математических документов, использую­щих специальные символы (Mathematical Markup Language);

язык описания документов, содержащих мультимедиадан­ные SMIL (Synchronized Multimedia Integration Language);

языки управления данными (XQL);

языки электронной коммерции (Open Trading Protocol, Financial Exchange).

В связи с широким распространением веб-технологии ее можно считать наиболее удобной основой для построения пользовательского интерфейса виртуального предприятия.

Поддержку групповой деятельности виртуального предпри­ятия могут обеспечить следующие средства:

система обмена сообщениями (Massage Systems);

система обеспечения компьютерных телеконференций (Computer Conferencing);

система поддержки группового принятия решений (Group Decision Support Systems) и электронных совещаний (Electronic Meeting Rooms);

соавторские системы (CoAutoring Systems) и системы ар­гументации (Argumentation Systems);

координационные системы (Coordination Software).

Самыми простыми и широко используемыми средствами поддержки групповой работы являются системы обмена сооб­щениями (электронная почта и электронные конференции на основе текстов). Более совершенные системы обеспечения ком­пьютерных конференций используют средства гипермедиа и мультимедиа (Collaborative Hypermedia and Multimedia), обра­зуя информационное пространство с коллективным доступом. Системы поддержки группового принятия решений позволяют повысить их эффективность за счет сокращения времени рабо­чих совещаний. Соавторские системы и системы аргументации также предназначены для поддержки группового решения за­дач, переговорных процессов и процессов аргументации. Соав­торские системы должны обеспечивать поддержку групповых творческих процессов, связанных с поиском оригинальных идей. Системы координации служат для согласования индивидуаль­ных действий членов рабочей группы в процессе достижения цели, например, система Workflows позволяет автоматизиро­вать бизнес-процессы таким образом, что документы, инфор­мация или задания передаются для выполнения необходимых действий от одного участника к другому в соответствии с набо­ром процедурных правил.

Эффективность функционирования виртуальных предприя­тий определяется степенью интеллектуализации производства и менеджмента предприятий-партнеров.

Решение таких проблем, как систематизация корпоратив­ных знаний и опыта, создание производственных баз знаний, построение систем, облегчающих обмен знаниями, разработка интеллектуальных производственных систем, способных к ав­тономным оценкам и действиям, требует разработки моделей и систем управления производственными знаниями. Функциями управления знаниями в виртуальных предприятиях являются получение, организация, совместное пополнение и использова­ние, распространение, оценка знаний.

Работа корпоративных систем управления знаниями пред­полагает получение и интеграцию индивидуальных знаний спе­циалистов, работающих на предприятиях-партнерах, а также совместное создание и коллективное использование корпора­тивных знаний.

На рынке систем управления знаниями представлены как простые системы, обеспечивающие выполнение отдельных функ­ций управления корпоративными знаниями (например, система совместной фильтрации Grapevine), так и сложные, интегриро­ванные системы (например, Fulcrum — система управления зна­ниями масштаба предприятия).

Общие ресурсы виртуального предприятия складываются из ресурсов его участников. Для обеспечения доступа партне­ров к ресурсам друг друга каждый может использовать локаль­ную объектно-ориентированную концептуальную схему, в ко­торой все ресурсы представлены как объекты и отражены их свойства, связи, ограничения и операции. Затем строится гло­бальная концептуальная схема всего виртуального предприя­тия, которая образуется из локальных схем и дополнительных ресурсов. Подобная концептуальная схема вместе с другой информацией совместного пользования образуют базу мета­данных и знаний (Metadata and Knowledge Base).

Взаимодействие локальных концептуальных схем предпола­гает наличие служб-посредников для согласования различий в именах объектов и служб, различий в структурных и семанти­ческих представлениях. Для работы этих служб формируются правила и ограничения, которые хранятся в базе знаний вирту­ального предприятия.

Международный консорциум Object Management Group (OMG) занимается проблемой распределенных вычислений, разработкой спецификаций и стандартов, позволяющих стро­ить распределенные объектные приложения. Им была предло­жена архитектура управления объектами, лежащая в основе стандарта CORBA, которая обеспечивает совместимость и воз­можность взаимодействия объектов в компьютерной сети, вклю­чающей различные аппаратные и программные средства.

Решение любой задачи представляется в форме взаимодей­ствия (физически) распределенных по различным ЭВМ объек­тов. Для описания предметной области в терминах взаимодей­ствующих объектов служит язык IDL (Interface Definition Language) — декларативный объектно-ориентированный язык. Он позволяет строить интерфейсы, не зависящие от языка про­граммирования, используемого для реализации.

Объектная модель CORBA определяет способ взаимодействия между клиентами и серверами. Объекты-серверы содержат на­бор услуг, разделяемых между многими клиентами. Клиент по­лучает доступ к объекту, посылая к нему запрос.

Архитектура ОМА состоит из четырех основных компонен­тов, которые можно разделить на два класса: системные компо­ненты и прикладные компоненты.

К системным компонентам относятся:

· собственно общая архитектура брокера запросов объектов CORBA (Common Object Request Broker Architecture);

· объектные службы (Object Services).

· Среди прикладных компонентов выделяются;

· объекты приложений;

универсальные средства.

Брокер запросов взаимодействует с объектными службами, которые отвечают за создание объектов, контроль доступа и пр.

Перечислим главные средства стандарта CORBA:

· объектный брокер запросов ORB (Object Request Broker);

· язык определения интерфейсов IDL (Interface Definition Language);

· объектный адаптер ОА (Object Adapter);

· репозиторий интерфейсов IR (Interface Repository).

Роль CORBA-технологии для виртуального предприятия зак­лючается в том, что с ее помощью создается система, обеспечи­вающая «прозрачное» взаимодействие между объектами в рас­пределенной неоднородной среде.

Виртуальные предприятия часто используют CALS-техно- логии, предоставляющие необходимый инструментарий, содер­жащий набор методов, программ и стандартов представления и передачи производственной и бизнес-информации. Этот инст­рументарий позволяет представить любую информацию в еди­ных структуре и формате, облегчить передачу, хранение, поиск разнородных технических данных и знаний, необходимых для проектирования, производства и сопровождения продукции.

CALS-технология успешно применяется для повышения эффективности использования компьютерных ресурсов пред­приятий на всех стадиях жизненного цикла разрабатываемой про­дукции. CALS/CE-технология предполагает интеграцию CALS- технологий и методов совмещенной разработки (Concurrent Engineering).

Использование CALS-технологии в рамках виртуального пред­приятия позволяет:

уменьшить количество документов на бумажном носите­ле, циркулирующих в виртуальном предприятии;

повысить согласованность данных, получаемых различны­ми агентами;

уменьшить время реакции виртуального предприятия на неожиданные изменения конъюнктуры рынка;

лучше интегрировать процессы проектирования и произ­водства;

уменьшить ошибки в процессах кооперативного проекти­рования и распределенного производства.

Работу со всей циркулирующей на предприятии информа­цией целесообразно проводить в соответствии с некоторым на­бором стандартных форматов, включенных в CALS.

Стандартные CALS-технологии включают: ISO 10303 STEP (стандарт обмена данными об изделии); ISO 13584 P LIB (биб­лиотека компонентов изделий); ISO I553I MANDATE (описа­ние производственного процесса). Здесь набор стандартов ISO 10303 STEP занимает исключительное положение. Без него труд­но реализовать главную идею CALS-технологии, согласно ко­торой разработчики (при условии разрешенного доступа) могут иметь всю информацию о продукте, соответствующую всем ста­диям его жизненного цикла. Применение стандартов STEP ох­ватывает все виды производимой и промежуточной машино­строительной продукции (детали, сборочные единицы, агрегаты, изделия) на всех стадиях их жизненного цикла (проектирова­ние, конструирование, технологическая подготовка производ­ства, производство, эксплуатация, утилизация) и все соответ­ствующие специальности (автоматика, механика, информатика, электроника и пр.).

Частью стандарта STEP является объектно-ориентирован­ный язык, предназначенный для описания данных в виде кон­цептуальных схем.

Можно выделить четыре уровня функционирования STEP:

· уровень обмена символьными файлами;

· уровень работы с данными посредством стандартного ин­терфейса;

· уровень работы с базами данных;

· уровень работы с базами знаний.

Основными направлениями внедрения CALS-технологий являются:

организация электронного документооборота, связанная с использованием информационных стандартов CALS для обмена данными между конкретными программными продуктами;

разработка интегрированных баз данных, объединяющих стандартизованную информацию, создание централизованных структурированных хранилищ данных в соответствии с CALS- стандартами для обеспечения их совместимости;

создание и внедрение комплексных систем автоматиза­ции и управления предприятием^ построенных в соответствии со стандартом MANDATE.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: