Вопросы проектирования виртуальных предприятий

После принятия принципиального решения о создании вир­туального предприятия необходимо получить ответы на ряд воп­росов. Прежде всего, следует определить потребности в допол­нительных ресурсах, для чего нужно проанализировать структуру производства товаров и услуг, а также оценить роль собственных возможностей на каждом этапе производственного процесса. Для принятия окончательного решения важно установить сотрудни­чество с партнерами в целях достижения максимального синер­гического эффекта в рамках проекта, что предполагает опреде­ление характера партнерства (отдельные лица, группы лиц, предприятия), географических границ выбора партнеров, требо­ваний к ним, перечня функций, которые они должны выпол­нять в структуре виртуального предприятия.

Оценка возможностей действующей сетевой инфраструкту­ры выдвигает вопрос о дополнительных капиталовложениях и рисках, связанных с созданием виртуальной организации.

Предприятие должно определить, насколько хорошо оно знает партнеров, в какой мере бизнес требует личных контак­тов, готово ли оно отказаться от властных прерогатив. Весьма важно уяснить степень зависимости партнеров и ее воздействие на работу будущего предприятия.

Управление виртуальным предприятием может ориентиро­ваться на централизованную систему или самоуправление парт­неров. Сильное влияние на управление сформированной сетью субъектов виртуального предприятия могут оказывать глобаль­ные сети данных. Целями создания виртуального предприятия могут быть экономия времени или издержек, увеличение гиб­кости, потребность в интернационализации бизнеса, повыше­ние инновационной активности и т.п. в рамках создаваемого виртуального партнерства.

Продолжительность работы виртуальной сети непосредствен­но определяется поставленными перед ней целями, поэтому партнерство может быть длительным или краткосрочным. На сроки функционирования влияют также размеры заказов.

Создание и работа виртуальных предприятий требуют реше­ния не только производственных, но и философских, психоло­гических, социальных, правовых, общехозяйственных и неко­торых других вопросов.

Если цель создания виртуального предприятия уже опреде­лена и производство продуктов/услуг экономически целесооб­разно, можно приступать непосредственно к созданию пред­приятия. Последовательность этапов создания виртуального предприятия может быть представлена следующим образом:

· проектирование производственных процессов;

· привязка процессов к ресурсам, требующимся для их под­держки;

· привлечение ресурсов других компаний, когда это целе­сообразно;

· эксплуатация виртуальной организации;

· мониторинг производственных процессов;

· контроль деятельности виртуального предприятия.

При проектировании производственных процессов нужно описать все технологические процессы изготовления продукта

или услуги. Для этого можно воспользоваться, например, сред­ствами реинжиниринга бизнес-процессов (BPR — Business Process Reengineering). С их помощью можно относительно легко опи­сать каждую функцию во всех производственных процессах, каждый документ, характеризующий входящую и выходящую информацию этих процессов. С помощью инструментов имита­ционного моделирования можно определить ресурсы, необходи­мые для поддержки производственных процессов, рассчитать суммарное время, требующееся для их выполнения, и даже вы­числить стоимость их реализации. Инструменты BPR дают воз­можность создать множество вариантов описания одного и того же производственного процесса, оценить и сравнить их эффек­тивность.

Затем составляется технико-экономическое обоснование со­здания планируемого предприятия, которое позволит признать проект достаточно эффективным.

Каждую функцию производственного процесса следует при­вязать к определенному ресурсу. Например, некоторые функ­ции, реализуемые в цепочке поставок, можно лривязать к скла­ду и т.п.

По завершении этого этапа в распоряжении предприятия оказывается список необходимых ресурсов, а для каждого ре­сурса — список функций, которые он должен будет выполнять.

Привлечение ресурсов по контрактам применительно к вир­туальному предприятию состоит в том, чтобы найти требуемые ресурсы вне структуры виртуального предприятия. Идея заклю­чается в том, чтобы, опираясь на сравнение результатов или финансовых обязательств различных поставщиков с эталонны­ми показателями в данной отрасли, выбрать наилучшего по­ставщика для каждого ресурса с учетом ранее составленных спе­цификаций функций.

Привлечение ресурсов по контракту позволит сократить раз­мер стартового капитала для основания нового дела, поскольку большинство необходимых ресурсов будет привлекаться на кон­трактной основе и оплачиваться по мере предоставления услуг. Предприятие, внедряющее новые продукты и услуги, опирается на инвестиции, персонал, инструменты и методологии, которые уже существуют. Сокращается время, необходимое для пуска в эксплуатацию виртуального предприятия по сравнению с тради­ционными предприятиями.

Руководство виртуального предприятия должно осознавать, что придется эксплуатировать сложный комплекс ресурсов, под­контрольных множеству различных и независимых организаций. Важнейшие инструменты, позволяющие автоматизировать про­цесс управления виртуальным предприятием, будут охарактери­зованы в разд. 5.4.

Интернет предоставляет универсальную коммуникационную и презентационную среду, которая позволяет эффективно раз­вертывать приложения в любом месте и при низких затрата! благодаря общепризнанным и довольно широко поддерживае­мым стандартам.

Без соответствующего инструментария стоимость эксплуа­тации такого сложного комплекса может свести на нет эффект от ожидаемых преимуществ.

Мониторинг производственных процессов виртуального. предприятия охватывает ряд экономических субъектов и осу­ществляет контроль за выполнением каждым субъектом свои, контрактных обязательств. Результаты решения задачи монито­ринга и управления качеством продукции/услуг, предоставляе­мых каждым субъектом в цепочке, являются промежуточным результатом автоматизации всех бизнес-процессов.

Управление в рамках виртуального предприятия, как прави­ло, осуществляет один из субъектов, который организует и на­правляет деятельность остальных. Команда менеджеров решай следующие задачи:

прогнозирование рыночных возможностей для определе­ния объема необходимых ресурсов и постоянная корректировка этого прогноза;

активный маркетинг планируемых продуктов/услуг и и защита всеми доступными законными средствами;

заключение контрактов на поставку необходимых ресурсов;

постоянное сравнение ресурсов, привлекаемых по кон­тракту, с эталонами и привлечение альтернативных ресурса там, где это целесообразно, и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: