Физическое и психическое развитие индивида. Основные закономерности развития психики

Как известно, объект может изменяться, но не развиваться.

М.Я.Басов отмечал, что развитие предмета определяется природой и свойствами самого предмета. О каком бы развитии ни шла речь, всегда при этом должны встать два основных вопроса:

1) каков предмет этого развития, т.е. что развивается;

2) каково развитие данного предмета, т.е. как это развитие происходит.

Существует 2 типа жизни и два типа развития:

1. институционально-биологический тип (предопределенный, определяющий заданность способа удовлетворения потребности). П.Я. Гальперин выделяет «инстанцию специфической чувствительности» в которой записано все, что предопределяет жизнь, способ удовлетворения потребности. Биологический тип развития предполагает адаптацию видовых структур к условиям среды.

2. Социально-исторический тип жизни (предопределенный, заданный историческими условиями).

Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых структур. Л.С. Выготский и другие психологи описали основные признаки развития. Наиболее важные среди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. В качестве психологических примеров можно упомянуть дифференциацию на­турального условного рефлекса на положение под грудью и комплекса оживления; появление знаковой функции в младенческое возрасте; изменение на протяжении детства системного и смыслового строения сознания. Каждый из этих процессов соответствуем перечисленным критериям развития.

Обычно изменения прогрессируют и накапливаются, приводя к усилению организации и усложнению функций. Например, даже неискушенный наблюдатель заметит, что моторное развитие младенца начинается с беспорядочного движения руками и ногами. Но вот ребенок уже стремится что-то схватить, тянется к предметам, учится передвигаться ползком и, наконец, делает первый шаг. Использование символов, в особенности слов, — переломный момент на пути к чтению, счету, качественному усложнению мышления. Развитие последнего идет от способности младенца узнавать конкретные предметы до умения подростка формулировать сложные понятия и мыслить абстрактными категориями.

Некоторые процессы развития, такие как пренатальный рост плода, носят преимущественно биологический характер, в то время как другие происходят главным образом под влиянием окружающей среды. Яркими примерами такого влияния могут служить изучение чужого языка во время проживания за рубежом или усвоение речевой манеры и артикуляции членов семьи, в которой живет человек. Однако развитие человека большей частью не укладывается ни в одну из этих двух категорий, поскольку предполагает взаимодействие биологического и социального начал. Кроме того, окружающая человека среда состоит из множества конкретных сред (семейной, школьной, рабочей и т. д.), которые постоянно взаимодействуют между собой и влияют на развитие через это взаимодействие.

Основной недостаток, какой обычно наблюдается при изучении проблемы психического развития и который необходимо преодолеть, заключается в том, что развитие стремятся понять и вывести изнутри самого человека, без надлежащего учета того, что в действительности оно является результатом взаимодействия человека с окружающей его закономерно организованной деятельностью.

Психическое развитие не должно смешиваться или отождествляться с развитием организма.

Различие между тем и другим заключается в том, что развитие организма в основе своей опирается на механизм, биологически зафиксированный в самом организме. В силу этого, процесс развития здесь идет вперед по одному и тому же пути и приводит к превращению первоначально зародышевой клетки в зрелый организм, человеческий организм. Что касается среды, то хотя без связи с ней и без ее определенного содействия и этот процесс развития осуществляться не может, тем не менее, источник закономерности развития лежит не в ней, а в самом организме.

Развитие человека как деятеля, т.е. осуществление психического развития, происходит при совершенно иных условиях и потому, результаты его получаются совершенно иные: в зависимости от условий развития в отношении каждого отдельного человека здесь возможно огромное разнообразие и все контрасты, какие только в данном развитии мыслимы вообще. Конечно, это положение не абсолютно, известные влияния и ограничения на процесс развития оказывает и сам организм человека, как таковой, но это нисколько не снимает существа вопроса.

По своему существу путь психического развития человека безграничен так же как и мир. Это отличает его от биологического развития организма; последнее имеет конечную задачу – создать организм определенного вида, и поскольку этот результат достигается, постольку развитие оканчивается. Психическое развитие само по себе может идти в бесконечность вселенной. Но оно не существует вне конкретного организма и потому практически становится тоже ограниченным (родившийся глухим никогда не будет деятелем в мире звуков).

Психические и биологические признаки и качества человека объединяются как равноценные в характеристике определенной стадии развития. Так, например, характеризуя ребенка 7-илетнего возраста, мы должны характеризовать его как с точки зрения биологических признаков (антропометрические показатели, функциональные состояния отдельных органов и прочее), так и с точки зрения развития его основных психологических признаков (особенности внимания, мышления, мотивов, особенностей самосознания и др.).

Вне всякого сомнения, что реальная линия психического развития человека является некоторой результантной обоих моментов, определяющих ее, т.е. того, что вносит в развитие источник объективной закономерности, находящейся вне организма и того, что вносит в него сам организм (т.е. среда и биологическое развитие).

Развитие как процесс можно также обозначить как становление готовности человека к самостоятельной организации своей деятельности в соответствии с возникающими или поставленными задачами разного уровня сложности, в том числе выходя за рамки ранее усвоенных.

Такое определение делает акцент на самоорганизации личностью своей деятельности, в первую очередь интеллектуальной, и дает возможности измерять развитие сложностью тех задач, которые имеют свои критерии. Чем шире объем знаний и умений, которыми человек может оперировать в новых ситуациях, тем глубже и сложнее проблемы, для решения которых он в состоянии наметить более или менее правильные пути, тем выше уровень развития человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: