Рождение является для организма ребенка большим потрясением. Во время утробного периода ребенок неразрывно связан с организмом матери. Все его жизненные функции: питание, дыхание, приспособление к температурным изменениям и т.п. – осуществляется через организм матери.
Как отмечает Д.Б.Эльконин, рождение ребенка – качественный скачок, с которого начинается переход к новому социальному типу развития.
От вегетативного, растительного способа существования в относительно постоянной среде (организм матери) он вдруг переходит в совершенно новые условия воздушной среды с бесконечным количеством часто сменяющихся раздражителей, в тот мир, где ему предстоит из беспомощного существа перерасти в разумную личность.
Дело в том, что у ребенка повышенная чувствительность органов чувств, т.е. пороги ощущения снижены, что вызывает у ребенка болевые ощущения при рождении.
Жизнь ребенка в новых условиях обеспечивают врожденные механизмы. Он рождается с определенной готовностью нервной системы приспосабливать организм к внешним условиям. Так сразу после рождения включаются рефлекмы, обеспечивающиеработу основных систем организма (дыхания, кравообращения).
|
|
В первые же дни можно отметить и ряд безусловных рефлексов. Можно выделить 3 группы таких рефлексов: защитные (зажмуривание век, сужение зрачка, чихание, моргание, группирование при потере опоры); пищевые (глотание, сосательный, реакция поиска при прикосновении к уголкам рта ребенка, поищевое сосредоточение); атавистические (цеплятельный - реакция хватания при прикосновении к ладони, передвижение под водой рефлекс отталкивания).
Новорожденность является единственным периодом в жизни, когда еще можно наблюдать в чистом виде проявление врожденных, инстинктинвых форм поведения, направленных на удовлетворение органических потребностей. Эти потребности не могут, однако, составлять основу психического развития – они только обеспечивают выживание ребенка.
Отсутствие значительного количества врожденных форм поведения составляет не слабость, а силу ребенка. В чем эта сила?
Основная особенность новорожденного – безграничные возможности усвоения нового опыта, приобретения свойственных человеку форм поведения. Если органические потребности в достаточной мере удовлетворяются, они вскоре теряют свое ведущее значение, теряют свое ведущее значение, и в условиях правильного режима и воспитания формируются новые потребности (потребности во впечатлениях, в движении, в общении); на их основе осущесвляется психическое развитие.
Важная особенность новорожденного – состоит в том, что развитие зрения и слуха происходит у него быстрее, чем развитие телесных движений (в отличие от детенышей животных).
|
|
К моменту рождения ребенка его нервная система (в том, что касается количества нервных клеток и ее строения) в основном сформирована и готова к активному установлению связей с внешним миром.
Развитие работы зрительного и слухового аппарата, совершенствование реакций на внешние раздражители происходит на основе созревания нервной системы ребенка и в первую очередь его головного мозга. Особенно быстро формируются формируются те участки, которые связаны с получением внешних впечатлений (за две недели площадь, занимаемая в коре больших полушарий зрительными полями увеличивается в 1,5 раза).
Но необходимое условие нормального созревания мозга в период новорожденности – упражнение органов чувств (анализаторов), поступление вмозг получаемых при их помощи разнообразных сигналов из внешней среды. Активное функционирование зрительного и слухового анализаторов является важным моментом в психическом развитии ребенка. На их основе происходит развитие ориентировочного рефлекса «что такое?». По данным А. М. Фонарева, уже после б—6 дней жизни ребенок способен следовать взором за движущимся в непосредственной близости предметом при условии его медленного перемещения. К началу второго месяца жизни появляется способность сосредоточения на зрительные и слуховые раздражители с их фиксацией в течение 1—2 минут.
На основе зрительного и слухового сосредоточения происходит упорядочение двигательной активности ребенка, которая в первые недели его жизни имеет хаотический характер.
Источником зрительных и слуховых впечатлений, необходимых для нормального созревания нервной системы и органов ребенка, и, что еще важнее, организатором таких впечатлений, становится взрослый.
Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с взрослым становится ведущей деятельностью ребенка на протяжении всего первого года жизни.
Без ухода взрослых новорожденный не в состоянии удовлетворить ни одну свою потребность. Рождаясь, ребенок только физически отделяется от матери, психологически же он остается связан с ней достаточно долго (Л.С.Выготский).
Наблюдения за новорожденными показали, что первые проявления эмоций выражаются криком, сопровождаются сморщиванием, покраснением, некоординированными движениями. На втором месяце ребенок замирает и сосредоточивается на лице человека, наклонившегося над ним, улыбается, вскидывает ручки, перебирает ножками, появляются голосовые реакции. Эта реакция получила название комплекса оживления. Следует отметить, что это эмоционально- положительная реакция. И это свидетельствопоявления первой социальной потребности. О том, что эта потребность появляется являются факты отсутствия этой потребности или ее более позднего формирования у отдельных групп детей (дома ребенка, дети).
Собственно это новообразование служит основным критерием того, что ребенок переходит в новую стадию развития – младенчество. Этот новый этап приходится на возраст 2 месяца.
Взрослый, организуя «опережающую инициативу», наделяя ребенка новыми возможностями, общается с ним как с субъектом.
Период младенчества разделяется на две фазы: раннее младнчество (от 2 мес. до 6 месяцев) и позднее младенчество (от 6 мес. до 12месяцев. Выделение этих фаз связано с различиями в ведущей форме общения (М.И.Лисина). При общей ведущей деятельности (непосредсчтвенно-эмоциональное общение) в раннем младенчестве значимой формой является ситуативно-личностное общение, а в позднем возрасте – ситуативно-деловое общение.
Во второй половине младенчества общение ребенка и взрослого начинает все чаще осуществляться в процессе совместных действий. Взрослый показывает ребенку способы действий с предметами, помогает в их выполнении. В связи с этим меняется и характер эмоционального общения. Под влиянием общения повышается общий жизненный тонус ребенка, усиливается его активность, что в значительной степени создает условия для речевого, двигательного и сенсорного развития.
|
|
В перестройке и совершенствовании двигательной сферы особое место занимает развитие движений рук. Вначале ребенок тянется к предмету, не умея удержать его, затем приобретает ряд навыков хватания, а к пяти месяцам — элементы захватывания предметов.
Во втором полугодии у него формируются целенаправленные действия с предметами. Манипулирование с предметами дает возможность ребенку знакомиться со всеми новыми их свойствами, установить устойчивость этих свойств. Восприятие приобретает предметность и константность.
Переход от внешних ориентировочных действий к целенаправленным действиям на основе зрительного восприятия предметной действительности называется процессом интериоризации.
Во втором полугодии ребенок уже способен устанавливать связь между словом, обозначающим предмет, и самим предметом. У ребенка формируется ориентировочная реакция на называемые ему предметы. Однако даже произнесение слов не является показателем того, что он усвоил основное значение слова. В этом возрасте речь носит скорее ситуативно-ассоциативный характер (на вопрос: «Где мишка?» в обычной ситуации ребенок поворачивает голову в сторону игрушки. Если же в новой комнате (другой ситуации) ребенку задать тотже вопрос, он выберет что-угодно.). В словаре ребенка появляются первые слова.
Основные линии развития ребенка первого года жизни.
Контрольные оценки за выполнение двигательных проб в
контрольных сериях.
Название реакций | 2 мес | 3,5 мес | 4,5 мес | 6 мес | 8 мес | 10 мес | 12 мес |
Подаем головы | |||||||
Подъемы на локтях | |||||||
Направление ручек к объекту | |||||||
Дотрагивание до объекта | |||||||
Захват игрушки | |||||||
Удерживание игрушка | |||||||
Сидение с поддержкой | |||||||
Опора на ноги | |||||||
Опора на руки | |||||||
Переворот со спины на бок | |||||||
Переворот со спины на живот | |||||||
Переворот с живота на спину | |||||||
Самостоятельное сидение | |||||||
Самостоятельно садится | |||||||
Стоит с поддержкой | |||||||
Самостоятельно стоит | |||||||
Встает придерживаясь | |||||||
Переступает ногами | |||||||
Ходьба с поддержкой | |||||||
Подтягивание к игрушке | |||||||
Ползание |
Контрольные оценки за выполнение сенсорных проб в контрольных сериях.
|
|
Название реакций | 2 мес | 3,5 мес | 4,5 мес | 6 мес | 8 мес | 10 мес | 12 мес |
Фиксация объекта | |||||||
Горизонтальное прослеживание | |||||||
Вертикальное прослеживание | |||||||
Прослеживание по кругу | |||||||
Слежение за объектом лежа на животе | |||||||
Прекращение прослеживания при остановке предмета | |||||||
Прослеживание невидимой траектории | |||||||
Предвосхищение | |||||||
Реакция на исчезающий объект | |||||||
Локализация звука | |||||||
Прислушивание к звуку | |||||||
Узнавание знакомых | |||||||
Поиск наполовину спрятанного предмета | |||||||
Поиск спрятанного объекта | |||||||
Дифференциация тона | |||||||
Дифференциация ритма | |||||||
Снимает наброшенный платок | |||||||
Рассматривание двух объектов |
Контрольные оценки за выполнение эмоциональных проб
Название реакций | 2 мес | 3,5 мес | 4,5 мес | 6 мес | 8 мес | 10 мес | 12 мес |
Улыбка - на тактильное воздействие - на говорящее лицо - на предмет | |||||||
Отрицательная реакция на маску | |||||||
Комплекс оживления - на говорящее лицо - на яркий предмет | - - | - - | - - | - - | |||
Реакция на неудачу | |||||||
Динамика отрицательных эмоциональных реакций | |||||||
Избирательность эмоциональных реакций |
Контрольные оценки за выполнение проб на развитие собственной голосовой активности
Название реакций | 2 мес | 3,5 мес | 4,5 мес | 6 мес | 8 мес | 10 мес | 12 мес |
Спонтанная голосовая активность | |||||||
Ответные звуки | - | - | - | - | |||
Гуление | - | - | - | ||||
Лепет | |||||||
Вокализация при манипуляциях | |||||||
Первые звуки |
Контрольные оценки за выполнение сенсорных проб
Название реакций | 2 мес | 3,5 мес | 4,5 мес | 6 мес | 8 мес | 10 мес | 12 мес |
Сосредоточение внимания на игрушке | |||||||
Рассматривание картинки | |||||||
Активизация рук при попадании игрушки в манипулятивное пространство рук ребенка | |||||||
Захват игрушки | |||||||
Игра с подвешенными игрушками | - | - | - | ||||
Неспецифические манипуляции | |||||||
Удерживание вложенной игрушки | |||||||
Захват игрушки двумя руками | |||||||
Поиск спрятанной игрушки | |||||||
Захват второй игрушки | |||||||
Сохранение зрительного контроля над действием | |||||||
Удерживание двух игрушек | |||||||
Удерживание игрушки при зрительном контроле за перемещением иного объекта | |||||||
Попеременные манипуляции с двумя и более объектами | |||||||
Захват третьей игрушки | |||||||
Специфические манипуляции | |||||||
Кормление | |||||||
Интерес к маленьким предметам | |||||||
Обходные движения |
Контрольные оценки за выполнение проб на развитие способов взаимодействия со взрослыми
Название реакций | 2 мес | 3,5 мес | 4,5 мес | 6 мес | 8 мес | 10 мес | 12 мес |
Зрительный контакт | |||||||
Эмоциональный контакт | |||||||
Прислушивание к речи | |||||||
Поворот головы на человеческий голос | |||||||
Требует внимания | |||||||
Отношение к формальному общению -дифференциация ситуации - инициация контакта - протест | - - - | - - - | - - - | ||||
Прослеживание взгляда взрослого | |||||||
Хнычет при виде взрослого | |||||||
Понимает жест «ручки-ручки» | |||||||
Игры с идентичными ролями | |||||||
Игры с неидентичными ролями | |||||||
Требует игрушку | |||||||
Возвращение игрушки | |||||||
Вокализация в конце и в начале действия | |||||||
Понимание - запрета, разрешения - «дай» - особых слов-меток - предметной отнесенности слов - владеет указательным жестом |
В таблицах указаны примерные границы появления тех или иных психических образований. Отсутствие этих психическаих образований может служить показателем либо нарушением того или иного сенсорного канаа (зрения, слуха и пр.), либо показателем системного нгарушения психики. Знание этих новообразований тем более важно, что в практике за развитием ребенка младенческого возраста следят только педиатры, психическое же развитие часто остается вне поля наблюдения, а потому проблемы, возникающие у ребенка не корректируются.
К концу первого года у ребенка оявляется два основных образования (симптома): появление слов: «дай» и «нет». Появление этих слов есть ориентация на аффективно-заряженное предбставление; освобождение ребенка от полесвязанности, свободу намерений и желаний. Как следствие разрушение старой ситуации развития (Пра-Мы), поскольку она не соответствует новым возможностям ребенка.