Новорожденность. Значение общения ребенка со взрослыми для его психического развития в младенческом и раннем возрасте

Рождение является для организма ребенка большим потрясением. Во время утробного периода ребенок неразрывно связан с организмом матери. Все его жизненные функции: питание, дыхание, приспособление к температурным изменениям и т.п. – осуществляется через организм матери.

Как отмечает Д.Б.Эльконин, рождение ребенка – качественный скачок, с которого начинается переход к новому социальному типу развития.

От вегетативного, растительного способа существования в относительно постоянной среде (организм матери) он вдруг переходит в совершенно новые условия воздушной среды с бесконечным количеством часто сменяющихся раздражителей, в тот мир, где ему предстоит из беспомощного существа перерасти в разумную личность.

Дело в том, что у ребенка повышенная чувствительность органов чувств, т.е. пороги ощущения снижены, что вызывает у ребенка болевые ощущения при рождении.

Жизнь ребенка в новых условиях обеспечивают врожденные механизмы. Он рождается с определенной готовностью нервной системы приспосабливать организм к внешним условиям. Так сразу после рождения включаются рефлекмы, обеспечивающиеработу основных систем организма (дыхания, кравообращения).

В первые же дни можно отметить и ряд безусловных рефлексов. Можно выделить 3 группы таких рефлексов: защитные (зажмуривание век, сужение зрачка, чихание, моргание, группирование при потере опоры); пищевые (глотание, сосательный, реакция поиска при прикосновении к уголкам рта ребенка, поищевое сосредоточение); атавистические (цеплятельный - реакция хватания при прикосновении к ладони, передвижение под водой рефлекс отталкивания).

Новорожденность является единственным периодом в жизни, когда еще можно наблюдать в чистом виде проявление врожденных, инстинктинвых форм поведения, направленных на удовлетворение органических потребностей. Эти потребности не могут, однако, составлять основу психического развития – они только обеспечивают выживание ребенка.

Отсутствие значительного количества врожденных форм поведения составляет не слабость, а силу ребенка. В чем эта сила?

Основная особенность новорожденного – безграничные возможности усвоения нового опыта, приобретения свойственных человеку форм поведения. Если органические потребности в достаточной мере удовлетворяются, они вскоре теряют свое ведущее значение, теряют свое ведущее значение, и в условиях правильного режима и воспитания формируются новые потребности (потребности во впечатлениях, в движении, в общении); на их основе осущесвляется психическое развитие.

Важная особенность новорожденного – состоит в том, что развитие зрения и слуха происходит у него быстрее, чем развитие телесных движений (в отличие от детенышей животных).

К моменту рождения ребенка его нервная система (в том, что касается количества нервных клеток и ее строения) в основном сформирована и готова к активному установлению связей с внешним миром.

Развитие работы зрительного и слухового аппарата, совершенствование реакций на внешние раздражители происходит на основе созревания нервной системы ребенка и в первую очередь его головного мозга. Особенно быстро формируются формируются те участки, которые связаны с получением внешних впечатлений (за две недели площадь, занимаемая в коре больших полушарий зрительными полями увеличивается в 1,5 раза).

Но необходимое условие нормального созревания мозга в период новорожденности – упражнение органов чувств (анализаторов), поступление вмозг получаемых при их помощи разнообразных сигналов из внешней среды. Активное функционирование зрительного и слухового анализаторов является важным моментом в психическом развитии ребенка. На их основе происходит развитие ориентировочного рефлекса «что такое?». По данным А. М. Фонарева, уже после б—6 дней жизни ребенок способен следовать взором за движущимся в непосредственной близости предметом при условии его медленного перемещения. К началу второго месяца жизни появляется способность сосредоточения на зрительные и слуховые раздражители с их фиксацией в течение 1—2 минут.

На основе зрительного и слухового сосредоточения происходит упорядочение двигательной активности ребенка, которая в первые недели его жизни имеет хаотический характер.

Источником зрительных и слуховых впечатлений, необходимых для нормального созревания нервной системы и органов ребенка, и, что еще важнее, организатором таких впечатлений, становится взрослый.

Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с взрослым становится ведущей деятельностью ребенка на протяжении всего первого года жизни.

Без ухода взрослых новорожденный не в состоянии удовлетворить ни одну свою потребность. Рождаясь, ребенок только физически отделяется от матери, психологически же он остается связан с ней достаточно долго (Л.С.Выготский).

Наблюдения за новорожденными показали, что первые про­явления эмоций выражаются криком, сопровождаются сморщиванием, покраснением, некоординированными движениями. На втором месяце ребенок замирает и сосредоточивается на лице человека, наклонившегося над ним, улыбается, вскидывает ручки, перебирает ножками, появляются голосовые реакции. Эта реакция получила название комплекса оживления. Следует отметить, что это эмоционально- положительная реакция. И это свидетельствопоявления первой социальной потребности. О том, что эта потребность появляется являются факты отсутствия этой потребности или ее более позднего формирования у отдельных групп детей (дома ребенка, дети).

Собственно это новообразование служит основным критерием того, что ребенок переходит в новую стадию развития – младенчество. Этот новый этап приходится на возраст 2 месяца.

Взрослый, организуя «опережающую инициативу», наделяя ребенка новыми возможностями, общается с ним как с субъектом.

Период младенчества разделяется на две фазы: раннее младнчество (от 2 мес. до 6 месяцев) и позднее младенчество (от 6 мес. до 12месяцев. Выделение этих фаз связано с различиями в ведущей форме общения (М.И.Лисина). При общей ведущей деятельности (непосредсчтвенно-эмоциональное общение) в раннем младенчестве значимой формой является ситуативно-личностное общение, а в позднем возрасте – ситуативно-деловое общение.

Во второй половине младенчества общение ребенка и взрослого начинает все чаще осуществляться в процессе совместных действий. Взрослый показывает ребенку способы действий с предметами, помогает в их выполнении. В связи с этим меняется и характер эмоционального общения. Под влиянием общения повышается общий жизненный тонус ребенка, усиливается его активность, что в значительной степени создает условия для речевого, двигательного и сенсорного развития.

В перестройке и совершенствовании двигательной сферы особое место занимает развитие движений рук. Вначале ребенок тянется к предмету, не умея удержать его, затем приобретает ряд навыков хватания, а к пяти месяцам — элементы захватывания предметов.

Во втором полугодии у него формируются целенаправленные действия с предметами. Манипулирование с предметами дает возможность ребенку знакомиться со всеми новыми их свойствами, установить устойчивость этих свойств. Восприятие приобретает предметность и константность.

Переход от внешних ориентировочных действий к целена­правленным действиям на основе зрительного восприятия предметной действительности называется процессом интериоризации.

Во втором полугодии ребенок уже способен устанавливать связь между словом, обозначающим предмет, и самим предметом. У ребенка формируется ориентировочная реакция на называемые ему предметы. Однако даже произнесение слов не является показателем того, что он усвоил основное значение слова. В этом возрасте речь носит скорее ситуативно-ассоциативный характер (на вопрос: «Где мишка?» в обычной ситуации ребенок поворачивает голову в сторону игрушки. Если же в новой комнате (другой ситуации) ребенку задать тотже вопрос, он выберет что-угодно.). В словаре ребенка появляются первые слова.

Основные линии развития ребенка первого года жизни.

Контрольные оценки за выполнение двигательных проб в

контрольных сериях.

Название реакций 2 мес 3,5 мес 4,5 мес 6 мес 8 мес 10 мес 12 мес
Подаем головы              
Подъемы на локтях              
Направление ручек к объекту              
Дотрагивание до объекта              
Захват игрушки              
Удерживание игрушка              
Сидение с поддержкой              
Опора на ноги              
Опора на руки              
Переворот со спины на бок              
Переворот со спины на живот              
Переворот с живота на спину              
Самостоятельное сидение              
Самостоятельно садится              
Стоит с поддержкой              
Самостоятельно стоит              
Встает придерживаясь              
Переступает ногами              
Ходьба с поддержкой              
Подтягивание к игрушке              
Ползание              

Контрольные оценки за выполнение сенсорных проб в контрольных сериях.

Название реакций 2 мес 3,5 мес 4,5 мес 6 мес 8 мес 10 мес 12 мес
Фиксация объекта              
Горизонтальное прослеживание              
Вертикальное прослеживание              
Прослеживание по кругу              
Слежение за объектом лежа на животе              
Прекращение прослеживания при остановке предмета              
Прослеживание невидимой траектории              
Предвосхищение              
Реакция на исчезающий объект              
Локализация звука              
Прислушивание к звуку              
Узнавание знакомых              
Поиск наполовину спрятанного предмета              
Поиск спрятанного объекта              
Дифференциация тона              
Дифференциация ритма              
Снимает наброшенный платок              
Рассматривание двух объектов              

Контрольные оценки за выполнение эмоциональных проб

Название реакций 2 мес 3,5 мес 4,5 мес 6 мес 8 мес 10 мес 12 мес
Улыбка - на тактильное воздействие - на говорящее лицо - на предмет              
Отрицательная реакция на маску              
Комплекс оживления - на говорящее лицо - на яркий предмет         - -   - -   - -   - -
Реакция на неудачу              
Динамика отрицательных эмоциональных реакций              
Избирательность эмоциональных реакций              

Контрольные оценки за выполнение проб на развитие собственной голосовой активности

Название реакций 2 мес 3,5 мес 4,5 мес 6 мес 8 мес 10 мес 12 мес
Спонтанная голосовая активность              
Ответные звуки       - - - -
Гуление         - - -
Лепет              
Вокализация при манипуляциях              
Первые звуки              

Контрольные оценки за выполнение сенсорных проб

Название реакций 2 мес 3,5 мес 4,5 мес 6 мес 8 мес 10 мес 12 мес
Сосредоточение внимания на игрушке              
Рассматривание картинки              
Активизация рук при попадании игрушки в манипулятивное пространство рук ребенка              
Захват игрушки              
Игра с подвешенными игрушками         - - -
Неспецифические манипуляции              
Удерживание вложенной игрушки              
Захват игрушки двумя руками              
Поиск спрятанной игрушки              
Захват второй игрушки              
Сохранение зрительного контроля над действием              
Удерживание двух игрушек              
Удерживание игрушки при зрительном контроле за перемещением иного объекта              
Попеременные манипуляции с двумя и более объектами              
Захват третьей игрушки              
Специфические манипуляции              
Кормление              
Интерес к маленьким предметам              
Обходные движения              

Контрольные оценки за выполнение проб на развитие способов взаимодействия со взрослыми

Название реакций 2 мес 3,5 мес 4,5 мес 6 мес 8 мес 10 мес 12 мес
Зрительный контакт              
Эмоциональный контакт              
Прислушивание к речи              
Поворот головы на человеческий голос              
Требует внимания              
Отношение к формальному общению -дифференциация ситуации - инициация контакта - протест           - - -   - - -   - - -
Прослеживание взгляда взрослого              
Хнычет при виде взрослого              
Понимает жест «ручки-ручки»              
Игры с идентичными ролями              
Игры с неидентичными ролями              
Требует игрушку              
Возвращение игрушки              
Вокализация в конце и в начале действия              
Понимание - запрета, разрешения - «дай» - особых слов-меток - предметной отнесенности слов - владеет указательным жестом              

В таблицах указаны примерные границы появления тех или иных психических образований. Отсутствие этих психическаих образований может служить показателем либо нарушением того или иного сенсорного канаа (зрения, слуха и пр.), либо показателем системного нгарушения психики. Знание этих новообразований тем более важно, что в практике за развитием ребенка младенческого возраста следят только педиатры, психическое же развитие часто остается вне поля наблюдения, а потому проблемы, возникающие у ребенка не корректируются.

К концу первого года у ребенка оявляется два основных образования (симптома): появление слов: «дай» и «нет». Появление этих слов есть ориентация на аффективно-заряженное предбставление; освобождение ребенка от полесвязанности, свободу намерений и желаний. Как следствие разрушение старой ситуации развития (Пра-Мы), поскольку она не соответствует новым возможностям ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: