Развитие ребенка в раннем возрасте(1 – 3 года)

Главным образрванием, определяющим все развитие в этом периоде является открытие мира человеческих предметов. Активное познание этого мира определяет все основные линии развития. Изменяется социальная ситуация развития. Поскольку возможности ребенка по освоению этого мира ограничены, взрослый становится посредником между ребенком и этим миром; проводником в мир человеческих орудий.

Ведущей деятельностью в этом периоде становится предметно-орудийная. Первоначально, Д.Б.Эльконин определял эту деятельность как предметно-манипулятивную. Однако манипуляии – это неспецифические действия с предметами (манипуляция ложкой – стучит ею, чешет затылок и др.). Надо отметить, что ребенок действительно активно манипулирует с окружающим миром. Но главная задача – овладение предметом как социальным орудием, его смысловым содержанием.

Социальная ситуация развития связана с возникновением потребности в сотрудничестве со взрослым. Ведущей формой общения становится ситуативно-деловое общение (общение по поводу предметов, игрушек).

Признаки сформированности ситуативно-деловой формы общения:

§ ребенок пытается привлечь внимание взрослого;

§ ребенок ищет оценку своих успехов;

§ обращается за поддержкой ко взрослому в случае неуспеха;

§ уклоняется от «чистой «ласки»; охотно принимает ее как поощрение за свои достижения.

Большим достижением в развитии ребенка 2-го года жизни является ходьба. Это делает ребенка более самостоятельным и создает условия дальнейшего освоения пространства.

К концу 2-го года жизни у детей улучшается координация движений, дети осваивают все более сложные комплексы действий. Ребенок этого возраста умеет умываться, влезать на стул, чтобы достать игрушку, любит лазить, прыгать, преодолевать препятствия. Он хорошо чувствует ритм движений.

Существенное значение в развитии ребенка данного возраста имеет знакомство с разнообразными предметами и овладение специфическими способами их использования. С одними предметами, например, с игрушкой (зайцем) можно обращаться свободно, взять за уши, лапку, хвостик, а за другими предметами закреплены иные и однозначные способы действия.

Ребенок 2-го года жизни активно усваивает действия с такими предметами-орудиями, как чашка, ложка, совочек и др.

Этапы овладения логикой предмета-орудия.

1.Неспецифическое использование предмета (любым предметлм стучит, бросает и пр.).

2. Выделение функции орудия, однако, осутствие ориентировки на способ его использования. Знает функциональное значение предмета (ручкой пишут, ложкой едят и т.п., однако не владеет операционально-технической стороной, т.е. не умеет использовать предмет-орудие).

3. Выделение функции и способа использования орудия. При этом демонстрирует несогласованность движения руки и логики орудия (берет ложку, пытается есть, но из ложки все падает).

4.Формирование адекватной системы движений руки.

Овладение предметами-орудиями приводит к усвоению ре­бенком общественного способа употребления вещей и оказывает решающее влияние «а развитие начальных форм мышления.

Развитие мышления ребенка в раннем возрасте происходит в процессе его предметной деятельности и носит наглядно-дей­ственный характер. Ребенок учится выделять предмет как объект деятельности, перемещать его в пространстве, действовать несколькими предметами по отношению друг к другу. Все это создает условия для знакомства со скрытыми свойствами предметной деятельности и действовать с предметами не только непосредственно, но и опосредствованно, т.е. с помощью других предметов или действий (например, стучать, вращать).

Практическая предметная деятельность детей является важным этапом перехода от практического опосредствования к умственному, создает условия для последующего развития понятийного, речевого мышления. В процессе выполнения действий с предметами и обозначения действий словами формируются мыслительные процессы ребенка. Наибольшее значение среди них в раннем возрасте имеет обобщение. Но так как опыт ребенка невелик и он. не умеет еще выделить существенный признак в группе предметов, то и обобщения часто бывают неправильными. Например, словом шар ребенок обозначает все предметы, которые имеют круглую форму. Дети этого возраста могут делать обобщения по функциональному признаку: шапа (шапка) — это шляпа, косынка, кепка и др.

Совершенствование предметной деятельности способствует интенсивному развитию речи ребенка. Он начинает проявлять большую активность в произношении слов. Слова, которые использует ребенок в своей речи, становятся обозначением сходных предметов. Возникает ощущение, что ребенок активно манипулирует словами: он активно говорит, многократно повторяет одни и те же слова, слоги, называя предметы.

Так как деятельность ребенка осуществляется совместно с взрослым, то речь его ситуативна, содержит вопросы и ответы взрослому, имеет характер диалога.

У ребенка увеличивается словарь. К концу 2-го года ребенок начинает использовать в своей речи двухсловные предложения. Факт интенсивного усвоения ребенком речи объясняют тем, что маленькие дети любят многократно произносить одно и то же слово. Они как бы играют им. В результате ребенок учится правильно понимать и произносить слова, а также строить предложения. Это — период повышенной восприимчивости ребенка к речи окружающих. Поэтому этот период называют сензитивным (благоприятным) для развития речи ребенка. Формирование речи в этом возрасте является основой всего психического развития. Если по каким-то причинам (болезнь, недостаточное общение) речевые возможности ребенка не используются в достаточной степени, то его дальнейшее общее развитие начинает задерживаться.

В конце первого и начале второго года жизни наблюдаются некоторые зачатки игровой деятельности. Дети выполняют с предметами наблюдаемые ими действия взрослых людей. В этом возрасте они предпочитают игрушке реальный предмет: миску, чашку, ложку и т. д., так как им в силу недостаточного развития воображения еще трудно пользоваться предметами-заменителями.

Ребенок второго года очень эмоционален. Но на всем про­тяжении раннего возраста эмоции детей неустойчивы. Смех сменяется горьким плачем. После слез наступает радостное оживление. Однако ребенка легко отвлечь от неприятного чувства, показав ему привлекательный предмет.

В раннем возрасте начинают формироваться зачатки нравственных чуств. Это происходит в том случае, если взрослые приучают малыша считаться с другими людьми. «Не шуми, папа устал, он спит», «Подай дедушке туфли» и т. д. На втором году жизни у ребенка возникают положительные чувства к товарищам, с которыми он играет. Формы выражения симпатии становятся более разнообразными. Это и улыбка, и ласковое слово, и сочувствие, и проявление внимания к другим людям, и, наконец, стремление разделить радость с другим человеком. Если на первом году чувство симпатии еще непроизвольно, неосознанно, неустойчиво, то на втором году оно становится более осознанным.

В процессе общения со взрослыми на втором году жизни у ребенка формируется эмоциональная реакция на похвалу (Р. X. Шакуров). Зарождение эмоциональной реакции на похвалу создает внутренние условия для развития самооценки, самолюбия, для формирования устойчивого положительно-эмо­ционального отношения ребенка к себе и к своим качествам

Уже в раннем возрасте начинают складываться предпосылки воли. Увидя привлекательную вещь, ребенок проявляет настойчивость в осуществлении своего желания обследовать ее. Чтобы эти предпосылки получили развитие, необходимы определенные изменения в условиях жизни ребенка, в характере его взаимоотношений с окружающими людьми, которые реализуются на следующем этапе его жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: