Глоссарий по теме

АДАПТАЦИЯ – 1. Приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды, направленное на сохранение гомеостаза. Одно из центральных понятий биологии; широко применяется в теоретических концепциях, трактующих взаимоотношения индивида и окружения как процессы гомеостатического уравновешения – например, гештальт-психология, теория развития интеллектуального Ж. Пиаже. Изучение физиологических регуляторных механизмов адаптации имеет большое значение для решения прикладных проблем психофизиологии, психологии медицинской, эргономики и прочих психологических дисциплин. 2. Приспособление органов чувств к особенностям воздействующих стимулов для их оптимального восприятия и предохранения рецепторов от перегрузки. Иногда выделяются различные фазы процесса адаптации к необычным экстремальным условиям: фаза первоначальной декомпенсации и последующие фазы частичной, а затем и полной компенсации. Изменения, сопровождающие адаптацию, затрагивают все уровни организма – от молекулярного до психологической регуляции деятельности. Решающую роль в успешности адаптации к экстремальным условиям играют тренировки, а также функциональное, психическое и моральное состояние индивида.

АДАПТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ – Приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценок за счет присвоения норм и ценностей данного общества.

Выводы

Проблема современных детей – снижение уровня психологической готовности к школе. Среди наиболее значимых из них, можно выделить снижение познавательной активности, уровня учебной мотивации, способности к саморегуляции. Одна из причин, определяющих эти проблемы – изменение приоритетов в представлении о психологической готовности. Многие родителя и педагоги главным компонентом готовности к школе называют сформированность учебных умений и навыков. Как следствие, детей учат читать, считать, писать, гораздо меньше обращают внимание на формирование психологических составляющих готовности.

Список литературы по теме

1. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др. Под ред. М.В. Гамезо и др. - М.: Просвещение, 1984. - С. 78-83.

2. Грейс Крайг. Психология развития. – СПб.: Питер, 2001.- С. 457-500.

3. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 190 с.

4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М.: Российское педагогическое агентство. 1996. - С.264-269.

5. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста /Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад.пед.наук СССР. – М.: Педагогика, 1988. – 136 с.

6. Шадриков В.Д. Готовность детей к обучению. /Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Издательский центр Академия», 2001. – 182-187.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: