double arrow

Адаптация ребенка к школе

Возраст, связанный с приходом в школу, часто определяется как очередной детский кризис.

Фазы кризиса 6—7-летнего возраста. у дошкольников, запаздывающих с переходом в школу.

1. Докритическая фаза. Игра в общей структуре деятельности ребенка постепенно начинает отходить на второй план. Он пытается модифицировать игру, тянется к продуктивной, значимой, оцениваемой взрослыми деятельности. У ребенка начинает формиронаться субъективное желание стать школьником.

2. Критическая фаза. Объективно и субъективно ребенок готов к переходу к учебной деятельности, но формальный переход к учению запаздывает. Он неудовлетворен своим положением дошкольника, переживает эмоционально-личностный дискомфорт, в поведении появляется негативная симптоматика, направленная в первую очередь на родителей.

3. Посткритическая фаза. Ребенок приходит в школу, где по­степенно восстанавливается его внутренний комфорт, исчезает негативная симптоматика.

Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличие от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически. Действительно, когда мы из светлой комнаты переходим в темную, то вначале ничего не видим, но вскоре начинаем различать и людей и вещи, чувствительность нашего глаза повышается и он адаптируется к новым условиям. При этом заметим, без специальных целенаправленных действий с нашей стороны. С социально-психологической адаптацией дело обстоит иначе. Для того чтобы адаптироваться, необходимо проявить специальные усилия.

Отношения со средой, к которой надо приспосабливаться, здесь иные. Здесь не только среда воздействует на человека, но он сам меняет социально-психологическую ситуацию. Поэтому адаптироваться приходится не только ребенку к классу, к своему месту в школе, к учителю, но и самим педагогам к новым для них воспитанникам.

Первоначальный этап пребывания в школе как раз и есть период социально-психологической адаптации ребенка к новым условиям.

Школа как социальное учреждение характеризуется рядом новых (по сравнению с детским садом и домом особенностей: здесь ты должен делать не то, что нравится или получается, а то, что «надо», что требует учитель. В детском саду ребенка практически всегда хвалили (за работу: рисунок, чтение стиха и т.п.) реже ругали; в школе адекватно оценивают учебные успехи и неудачи (а успехи не так уж часты у отдельных детей), реже хвалят. В детском саду важны были игровые навыки, способность общаться с другими детьми, самостоятельность и т.п. В школе, значимыми качествами становятся учебные навыки, способность к самоконтролю и др. Безусловно, все эти новые качества и способности должны сформироваться. А для этого необходимо время.

Дети далеко не с одинаковой успешностью «вживаются» в новые условия жизнедеятельности. В исследовании Г. М. Чуткиной выявлено 3 уровня адаптации детей к школе.

Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем урокам; общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение.

Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда; вещественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.

Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; для понимания нового и решения задач по образцу требует значительной учебной помощи учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

Какие же факторы социальной микросреды играют позитивную роль в адаптации ребенка к школе?

В числе наиболее благоприятных факторов — адекватная самооценка своего положения, правильные методы воспитания в семье, отсутствие в ней конфликтных ситуаций, благоприятный статус в группе сверстников и др.

Влияние неблагоприятных факторов на адаптацию ребенка к школе, по данным того же исследования, имеет следующую нисходящую последовательность: неправильные методы воспитания в семье, функциональная неготовность к обучению в школе, неудовлетворенность в общении с взрослым, неадекватное осознание своего положения в группе сверстников; низкий уровень образования матери, конфликтная ситуация из-за алкоголизма, отрицательный статус ребенка до поступления в первый класс, низкий уровень образования отца, конфликтная ситуация в семье, отрицательный стиль отношения к детям учителя первого класса, отрицательный стиль отношения к детям учителя подготовительного класса, неполная семья.

Эти формы педагогического воздействия часто воспринимаются ребенком как выражение личной неприязни, что ведет к пассивности, подавляют инициативу, самостоятельность, рождает неуверенность в себе (особенно у робких, застенчивых детей).

Факторы, обусловливающие высокий уровень адаптации

(по Г. М. Чуткиной)

Благоприятные факторы социальной микросреды Процент выборки
Полная семья 77,6
Высокий уровень образования отца 87,9
Высокий уровень образования матери 83,2
Правильное воспитание в семье 95,3
Отсутствие конфликтной ситуации из-за алкоголизма в семье 91,1
Отсутствие конфликтной ситуации в семье 94,4
Положительный стиль отношения к детям учителя подготовительного класса 62,7
Положительный стиль отношения к детям учителя первого класса 59,8
Функциональная готовность к обучению в школе 86,9
Благоприятный статус ребенка в группе до поступления в первый класс 85,8
Удовлетворенность в общении со взрослым 74,3
Адекватное осознание своего положения в группе сверстников 97,8

Если на начальном этапе (первые 5-6 недель) психологическая готовность к школе выступает как решающее условие адаптации, то нак последующих этапах существенное значение приобретает характер и содержание сотрудничества ребенка с учителем, родителями, сверстниками.

Результаты исследования Устименко Т.А. показывают, что если педагогическая коррекция учащихся подготовительных классов, испытывающих трудности в овладении программой, проводится преимущественно в игровой деятельности, учитывает т.е. ее развивающий эффект значительно больше, чем при проведении дополнительных занятий только по грамматике и письму. В числе решающих факторов, генерирующих поистине достаточные условия для становления учебной деятельности школьника следует назвать: организацию сотрудничества с взрослым в процессе учебной деятельности, стиль взаимоотношений и взаимодействия учителя и учащихся, обеспечивающий полноценное включение учащихся в учебную деятельность и принятие им социальной позиции школьника.

Совершенствование работы с первоклассниками предполагает пересмотр учителями форм воздействия на ребят, чтобы они не контрастировали со стилем общения воспитателя детского сада.

Для успешной организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке их к школе необходимо учитывать следующие рекомендации:

· сочетание игровой, продуктивной, учебной и других видов деятельности;

· для достижения эффективности в обучении первоклассников необходимо формирование положительного, эмоционального отношения к занятиям;

· руководство деятельностью детей следует осуществлять, широко используя (особенно в I полугодии) методы дошкольного воспитания с частичным применением школьных методов;

· в педагогической работе в первом классе необходимо соблюдение преемственности не только в методах работы, но и в стилях педагогического общения;

· необходимо соблюдение преемственности дошкольных и школьных методов работы и при формировании коллектива детей первых классов и организации их межличностного общения;

· использовать большие воспитательные возможности совместной деятельности;

· формировать способности к ролевому и личностному общению как важному условию в подготовке смены ведущей деятельности;

· при формировании психологической готовности к школе необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности, которые проявляются в уровне обучаемости, в темпе усвоения знаний, отношении к интеллектуальной деятельности, особенностях эмоций и волевой регуляции собственного поведения и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: