Изменения в профессиональной сфере

Переживания по поводу своей ненужности очень значимы в этот период. Поэтому многие стремятся подтвердить свою нужность через профессиональную сферу.

В профессиональной сфере кризис середины жизни часто воспринимается как возможность «последнего рывка» в достижении желаемого профессионального уровня, поэтому он сопровождается увеличением темпов работы и дополнительными нагрузками, которые приводят к перенапряжению. Следствием этого могут быть в последующем утомляемость, апатия, снижение эффективности деятельности. В середине жизни возможна также переоценка профессиональной карьеры. Приоритет новых ценностей и целей после 40 лет может лежать в основе изменения направления карьеры. Левинсон объясняет эти изменения возвращением мечты – стремлений, идеалов и целей молодости. В случае же, если человек понимает, что когда-то сделал неверный профессиональный выбор, то в кризисе середины жизни наблюдается сильная неудовлетворенность своей профессиональной деятельностью, карьерой в целом.

Окончание кризиса знаменуется возникновением ощущения стабильности и наличия потенциала собственного развития, несмотря на осознание ограниченности будущей временной перспективы, в результате чего возрастает потребность в продуктивном самовыражении. В профессиональном плане возникновение новых значимых ценностей проявляется в том, что повседневные профессиональные проблемы уходят на второй план, и человека начинают волновать проблемы планирования и организации масштабной деятельности.

По Э. Эриксону, основной задачей развития остается генеративность (общечеловечности и творческой продуктивности против стагнации).

А.А. Ларионова-Кречетова предполагает, что наиболее благоприятной для достижения генеративности в этом возрасте становится именно профессиональная сфера жизнедеятельности, так как достигнутый уровень профессионального развития позволяет, с одной стороны, выполнять рад наставнических функций (прокреативная сфера), а с другой – реализовывать творческий подход к деятельности (креативная сфера).

Специфика профессионального развития в этом возрасте заключается в том, что субъект умеет отделять главное от второстепенного, полностью концентрируется на важных вопросах, быстрее узнает типовые задачи и ситуации, что сводит к минимуму необходимость широкого поиска в памяти. «Умение отделять главное от второстепенного приходит как следствие формирования обобщенной концепции жизни, с которой соотносятся собственные переживания». Другой особенностью работника этого возраста является заинтересованность, прежде всего такими профессиональными задачами, в которых большую роль играют знания, жизненный опыт и компетентность. Как правило, большинство людей в этом возрасте достигают вершины профессиональной карьеры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: