Глоссарий по теме

АВТОРИТАРНЫЙ (властный, директивный) – Личностная характеристика субъекта или его поведения относительно других людей, отмечающая склонность утвердить свою власть и авторитет, использовать недемократические способы воздействия: давление, приказы, распоряжения и пр.

АФФЕКТ НЕАДЕКВАТНОСТИ – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ответ на неуспех, неудачу. Характерно или отрицанием самого факта неуспеха, или переложением ответственности за него на других. Может проявляться в повышенной обидчивости, недоверчивости, подозрительности, агрессивности и негативизме. Это состояние связано с нежеланием установить адекватный контакт с окружающими и является реакцией защитной, позволяющей сохранить завышенный уровень притязаний и избежать осознания своей несостоятельности.

БАРЬЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ – психическое состояние, проявляемое как неадекватная пассивность, препятствующая выполнению тех или иных действий, – внутреннее препятствие психологической природы: нежелание, боязнь, неуверенность и пр. Часто появляется в деловых и личных взаимоотношениях, мешая установлению открытых и доверительных отношений. Эмоциональный механизм барьеров психологических состоит в усилении отрицательных переживаний и установок, ассоциированных с задачей, – стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки (например, «страх сцены»). В социальном поведении барьеры психологические представлены барьерами коммуникативными (барьерами общения), проявляющимися в отсутствии эмпатии, в жесткости межличностных установок социальных и прочем; а также барьерами смысловыми.

БАРЬЕР СМЫСЛОВОЙ – взаимное непонимание между людьми возникающее при общении, – следствие того, что участники общения приписывают одним и тем же событиям разный смысл и видят в их глубине разную мотивацию. Несовпадение смыслов высказываний, просьб, приказов и прочего создает препятствие для развития взаимодействия партнеров. Особенно выраженно барьеры смысловые проявляются во взаимоотношениях взрослых и детей, когда ребенок, даже понимая правильность требований взрослого, не принимает их, если они игнорируют его взгляды, ценности, систему его смыслов личностных.

МЕХАНИЗМ ЗАЩИТНЫЙ (механизм защиты) – сопряженные с Я автоматические бессознательные механизмы, обеспечивающие защиту психическую личности. Согласно З. Фрейду, к ним относятся: сублимация, замещение, вытеснение, регрессия, проекция, рационализация, образование реактивное, идентификация и фиксация поведения (поведение: фиксация). Согласно А. Фрейд, сюда относятся также следующие механизмы, принятые большинством теоретиков и практиков как естественное дополнение концепции Фрейда: изоляция, компромисс, отрицание реальности, смещение, уничтожение и формирование реакции.

Механизмы защитные обеспечивают индивидуальный подход к разрешению конфликта в аффективно-стрессовых условиях. Пускаются в ход исключительно в ситуациях угрозы Я. Большинство их не снимают проблемы; адекватным способом выступает лишь сублимация. Существует объяснение механизмов защитных с позиции смыслов личностных. По своей функции смысл делает доступным сознанию субъективное значение тех или иных обстоятельств и действий. Но доступность сознанию не означает, что смысл всегда осознан. Иногда субъект бессознательно ставит себе задачу на сокрытие смысла, и прежде всего – от самого себя. Это сокрытие и лежит за описанными З. Фрейдом механизмами защитными; поэтому для объяснения роли этих механизмов нет нужды привлекать понятия конфликта между инстанциями Я или врожденными влечениями. Жизнедеятельность человека, в коей он реализует множество важных для него отношений, неизбежно порождает конфликтные ситуации, делающие некие обстоятельства преградными, на осмысление чего у человека в данное время может недоставать сил и отваги.

САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ – целенаправленное изменение индивидом работы различных психофизиологических функций, для чего требуется формирование особых средств контроля за деятельностью.

САМОСОЗНАНИЕ – осознанное человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей. Как высший уровень развития сознания – основа формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях (Я-концепция).

Коротко самосознание можно определить как образ себя и отношение к себе. Эти образ и отношение неразрывно связаны со стремлением к самоизменению, самоусовершенствования. И одна из высших форм работы самосознания – попытки найти смысл собственной деятельности, что нередко вырастает в поиск смысла жизни.

Главные функции самосознания – это познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни (-> самосовершенствование; самоосмысление). Хотя, конечно, этим не исчерпываются все формы работы самосознания.

ЭГОЦЕНТРИЗМ – неспособность индивида, сосредоточиваясь на собственных интересах, изменить исходную познавательную позицию по отношению к некоему объекту, мнению или представлению даже при наличии противоречащей его опыту информации. Корни эгоцентризма лежат в непонимании субъектом того, что возможно существование других, противоположных точек зрения, в наличии у него имплицитной уверенности в том, что психологическая организация других людей тождественна его собственной.

Преодоление эгоцентризма ведется на базе последовательного развития способности к децентрации. Ярче всего эгоцентризм проявляется в раннем детском возрасте и в основном преодолевается к 12-ти – 14-ти годам; тенденция к его некоторому усилению отмечается и в старости. В конкретных исследованиях рассматриваются различные виды эгоцентризма:

1) эгоцентризм познавательный – характеризует процессы восприятия и мышления;

2) эгоцентризм моральный – свидетельствует о неспособности к восприятию оснований моральных действий и поступков других людей;

3) эгоцентризм коммуникативный – наблюдается при передаче субъектом информации другим людям, заключается в пренебрежении различиями тезаурусов, смыслового наполнения понятий и пр. Преодоление эгоцентризма в каждой из этих сфер может происходить относительно независимо.

ГРУППА РЕФЕРЕНТНАЯ (от англ. reference — ссылка) — любая реальная или воображаемая группа, со стандартами и убеждениями которой идентифицирует себя индивид, чьи нормы и ценности используются им как система эталонов при выборе и оценке своих поступков, поведения др. людей и социальных событий, которая рассматривается им как источник его целей, ценностей и норм. Понятие референтная группа введено в 1942 году американским исследователем Г.Хайменом. Группа становится для индивида референтной, если он признает цели, которые она преследует, в качестве заслуживающих стремления к ним, если индивид добровольно подчиняется требованиям группы и черпает в ней образцы поведения.

УБЕЖДЕНИЯ — представления, знания, идеи, ставшие мотивами пове­дения человека и определяющие его отношение к действительности. Наличие У. связано с признанием и не­посредственным переживанием их истинности и с потребностью реализовать их в жизни. У. могут относиться к разным сферам действительности. С этой точки зрения можно говорить о нравственных, научных и других убеждениях человека.

Формированию У. способствует наличие широких и глубоких знаний в соответствующей области. Однако знания автоматически не переходят в У, Последние вырабатываются на основе личного опыта человека в результате его деятельности, в практике общественного поведения. Именно личный опыт порождает у человека определен­ные чувства и переживания, отношение к окружающему. Выработке У. способствует борьба с тем, что им противостоит.

Предпосылки для формирования устойчивых У. складываются в раннем детстве. Наибольшее значение в этом возрасте имеют уклад жизни и традиции семьи, характер взаимоотношений с окружающими. Подлинные У. начинают формироваться в подростковом и старшем школьном возрасте. Это связано с приобретением относительно широких и глубоких знаний, возникновением развитых форм мышления, появлением сознательного критического отношения к действительности, формированием активной жизненной позиции и мировоззрения.

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ — переживание человеком своих возможностей, как адекватных тем задачам, которые перед ним стоят в жизни, так и тем, которые он ставит перед собой сам. У. в с, в каком-либо виде деятельности имеет место в тех случаях, когда самооценка человека в этом виде деятельности соответствует его реальным воз­можностям. Если самооценка выше или ниже реальных возможностей, имеет место соответственно самоуверенность или неуверенность в себе. У. в с. (равно как неуверенность или самоуверенность) может проявляться в отдельных видах деятельности или отношениях к действительности, но может стать и устойчивым качеством личности, распространяясь на те виды деятельности, в которых у человека нет еще опыта.

Воспитание У. в с. заключается в формировании у человека адекватных, соответствующих его возможностям притязаний и самооценок. Это имеет большое значение для развития способностей, а также для формирования всех сторон личности человека, и прежде всего его эмоциональной сферы. Неуверенность в себе и самоуверенность часто связаны с отрицательными эмоциональными переживаниями, тор­мозящими и искажающими нормальный ход психического развития человека.

Выводы

Как было сказано выше старость (поздний возраст) – это время подведения итогог в жизни, время жизненных накоплений мудрости, «вхождения в мир общечеловеческих ценностей», однако это и возраст переживания одиночества, бессилия и «обращения в прошлое» и мысли о смерти. Если обратиться к народной мудрости, то в поговорках можно найти амбивалентное понимание старости: старость – мудрость, и старость – немощь. Старик – хранитель традиций и олицетворение жизненного опыта: С другой стороны, старик – немощен, несчастен, жизнь его тяжелое бремя:

Старые люди по своим психологическим характеристикам (да и физическим) похожи на детей: они эмоционально ранимы, чувствительны, а главное, они также как и дети во многом зависимы. Они зависимы от взролых, от их помощи, от социальной ситуации. Вот почему в общении со старыми людьми так важны внимание, поддержка, умение слушать.

Г.Кондратовиц, проанализировав словари и энциклопедии с 1721 по 1914 гг., обнаружил, что «открытость и широта при оценке стадий жизни в рассматриваемый период уменьшалась, «съеживалась». Амбивалентность, которая вела к преобладанию положительной оценке старого возраста, уже к 1914 году снизилась до негативного определения» Не случайно А.Презьен назвал стариков «мучениками мирного времени» (7 всемирный конгресс геронтопсихологов, Вена, 2006).

Наверное, становится понятными в этой ситуации результаты исследования Горбаткова А.А. В них отмечается что, в доме престарелых люди могут чувствовать себя эмоционально значительно лучше, чем в своем доме (прежде всего, люди позднего пожилого возраста (старые), имеющие низкий уровень образования).

Список литературы по теме

1. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтопсихологии. – Л., 1974.

2. Анцыферова Л.И. Новые стадии поздней жизни: Время теплой осени или суровой зимы //Психологический журнал. – 1994.-Т.15.-№3. С.99-105.

3. Возрастная и дифференциальная психология. – СПб.: Питер, 2001. – С.192-204.

4. Крайг Грейс. Психология развития. – СПб.: Питер, 2001.- С. 557-638.

5. Краснова О.В. Гендерные различия в восприятии окружающей среды поджилыми людьми». Психология зрелости и старения, 2006, № 4(36). С.57-84.

6. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – СПб.: Питер, 2001. –С.192-219.

7. Степанова Е.И. Умственное развитие и обучаемость взрослых. – Л.:, 1981. – 237 с.

8. Стюарт-Гамильтон Ян. Психология старения. – СПб.: Питер, 2002. – 256 с.

9. Эриксон Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности / Пер. с англ. – М.: Академия, 1996.

10. Ермолаева М.В. Значение жизненного опыта в старости. Психология зрелости и старения. №2(38), 2007 г. С.58-82.

11. Горбатков А.А. Эмоциональное благополучие пожилых людей в условиях социально-экономических перемен: дом престарелых и свой дом. Психология зрелости и старения. №1 (33), 2006 г. С.39-56.

12. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старости. – М.:Академия, 2002.

13. Архипова О.В. Работа психолога с пожилыми людьми в пансионатах общего типа. Психология зрелости и старения. №1 (33), 2006 г. С.109-119.

14. Петрова Т.А. Особенности восприятия старости как социокультурного феномена в современном обществе. Психология зрелости и старения. №1 (33), 2006 г. С.86-93.

15. Сахарова Т.Н. Особенности эмоционально-нравственной сферы личности на поздних этапах онтогенеза Дисс….канд.психол.н., 19.00.13. Моск.пед.гос.университет, М., 2004.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: