Вопросы к экзамену

1. Детство как социально исторический феномен.

2. Стратегии, методы, методики исследования развития ребенка.

3. Причины возникновения детской психологии как науки. Исторические изменения и их влияние на становление возрастной психологии.

4. Биогенетические подходы к исследованию психики ребенка.

5. Психоаналитические теории детского развития З. Фрейд, А. Фрейд).

6. Теория социального научения (Сирс, Бандура, Скиннер).

7. Учение Ж.Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка.

8. Культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского.

9. Понятие психического развития. Проблема созревания и развития. Закономерности психического развития.

10. Понятие нормы в психическом развитии ребенка. Проявление ненормативности психического развития.

11. Условия психического развития. Проблема биологического и социального в развитии. Роль деятельности в психическом развитии.

12. Проблема возраста в психологии. Периодизация Э. Эриксона, З. Фрейда.

13. Движущие силы психического развития.

14. Концепция психического развития Д.Б. Эльконина.

15. Сущность и значение «беспомощности» в развитии психики ребенка. Структура и динамика психического развития младенческого возраста.

16. Развитие речи и движений в раннем детстве.

17. Развитие общения со сверстниками в раннем детстве. Развитие игры.

18. Кризис трех лет. «Кризис зависимости» и «кризис независимости» как основные формы его протекания.

19. Роль игры в развитии дошкольника.

20. Развитие познавательных процессов и речи. Воображение и фантазия дошкольника.

21. Развитие личности в дошкольном детстве.

22. Проблема психологической готовности к школьному обучению

23. Адаптация к школе. Профилактика и преодоление отрицательных переживаний, связанных с дезадаптацией.

24. Учебная деятельность и ее значение в развитии младшего школьника.

25. Взаимоотношения младшего школьника со сверстниками и взрослыми.

26. Неуспеваемость в младших классах школы. Школьные фобии. Агрессивность. Гиперактивность. Специфика недисциплинированности в младшем школьном возрасте.

27. Влияние анатомо-физиологических перестроек на специфические подростковые характеристики.

28. Сущность кризиса подросткового возраста. Классические исследования кризиса подросткового возраста.

29. Особенности познавательной и учебной деятельности подростков.

30. Общение со сверстниками как центральный фактор развития личности подростка. Типичные подростковые реакции.

31. Особенности младших и старших подростков.

32. Основные проблемы подросткового периода и пути их решения.

33. Защитные механизмы старших и младших подростков. Острые формы проявлений типично подростковых характеристик.

34. Причины появления «трудных» подростков. Основные типы «трудностей».

35. Понятие о юношестве как социальной группе.

36. Развитие теоретического мышления и связанные с ним особенности личности и поведения старшего школьника.

37. Дружба и любовь в юношеском возрасте.

38. Развитие самосознания в юности. Самовоспитание и самосовершенствование в ранней юности.

39. Основные проблемы юности и пути их решения.

40. Особенности учебной деятельности и мотивов учения в старшем школьном возрасте.

41. Основные потребности, и противоречия и характер их разрешения в дошкольном возрасте.

42. Основные потребности, и противоречия и характер их разрешения в младшем школьном возрасте.

43. Основные потребности подростка; противоречия и характер их разрешения.

44. Основные потребности старшего школьника; противоречия и характер их разрешения.

45. Социальная политика и пожилые люди. Возможности психологической помощи старым людям.

46. Проблема социализации и социально-психологической адаптации пожилых людей.

47. Кризис развития в позднем возрасте и его основные характеристики. Изменения когнитивных функций и особенности развития личности в позднем возрасте.

48. Молодость и ее основные задачи. Специфика кризиса тридцати лет.

49. Понятие зрелости и ее возрастных границ. Представление о взрослости, зрелости и старости в периодизациях Э.Эриксона и В.И.Слободчикова.

50. Кризис середины жизни и проблемы с ним связанные.

51. Проблемы профессионального становления в возрастной динамике.

52. Влияние физиологического состояния организма на специфику возрастных новообразований.

53. Возраст и динамика развития семейных отношений.

54. Основные задачи средней взрослости. «Время расцвета или начало конца?»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: