1. Детство как социально исторический феномен.
2. Стратегии, методы, методики исследования развития ребенка.
3. Причины возникновения детской психологии как науки. Исторические изменения и их влияние на становление возрастной психологии.
4. Биогенетические подходы к исследованию психики ребенка.
5. Психоаналитические теории детского развития З. Фрейд, А. Фрейд).
6. Теория социального научения (Сирс, Бандура, Скиннер).
7. Учение Ж.Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка.
8. Культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского.
9. Понятие психического развития. Проблема созревания и развития. Закономерности психического развития.
10. Понятие нормы в психическом развитии ребенка. Проявление ненормативности психического развития.
11. Условия психического развития. Проблема биологического и социального в развитии. Роль деятельности в психическом развитии.
12. Проблема возраста в психологии. Периодизация Э. Эриксона, З. Фрейда.
13. Движущие силы психического развития.
|
|
14. Концепция психического развития Д.Б. Эльконина.
15. Сущность и значение «беспомощности» в развитии психики ребенка. Структура и динамика психического развития младенческого возраста.
16. Развитие речи и движений в раннем детстве.
17. Развитие общения со сверстниками в раннем детстве. Развитие игры.
18. Кризис трех лет. «Кризис зависимости» и «кризис независимости» как основные формы его протекания.
19. Роль игры в развитии дошкольника.
20. Развитие познавательных процессов и речи. Воображение и фантазия дошкольника.
21. Развитие личности в дошкольном детстве.
22. Проблема психологической готовности к школьному обучению
23. Адаптация к школе. Профилактика и преодоление отрицательных переживаний, связанных с дезадаптацией.
24. Учебная деятельность и ее значение в развитии младшего школьника.
25. Взаимоотношения младшего школьника со сверстниками и взрослыми.
26. Неуспеваемость в младших классах школы. Школьные фобии. Агрессивность. Гиперактивность. Специфика недисциплинированности в младшем школьном возрасте.
27. Влияние анатомо-физиологических перестроек на специфические подростковые характеристики.
28. Сущность кризиса подросткового возраста. Классические исследования кризиса подросткового возраста.
29. Особенности познавательной и учебной деятельности подростков.
30. Общение со сверстниками как центральный фактор развития личности подростка. Типичные подростковые реакции.
31. Особенности младших и старших подростков.
32. Основные проблемы подросткового периода и пути их решения.
33. Защитные механизмы старших и младших подростков. Острые формы проявлений типично подростковых характеристик.
|
|
34. Причины появления «трудных» подростков. Основные типы «трудностей».
35. Понятие о юношестве как социальной группе.
36. Развитие теоретического мышления и связанные с ним особенности личности и поведения старшего школьника.
37. Дружба и любовь в юношеском возрасте.
38. Развитие самосознания в юности. Самовоспитание и самосовершенствование в ранней юности.
39. Основные проблемы юности и пути их решения.
40. Особенности учебной деятельности и мотивов учения в старшем школьном возрасте.
41. Основные потребности, и противоречия и характер их разрешения в дошкольном возрасте.
42. Основные потребности, и противоречия и характер их разрешения в младшем школьном возрасте.
43. Основные потребности подростка; противоречия и характер их разрешения.
44. Основные потребности старшего школьника; противоречия и характер их разрешения.
45. Социальная политика и пожилые люди. Возможности психологической помощи старым людям.
46. Проблема социализации и социально-психологической адаптации пожилых людей.
47. Кризис развития в позднем возрасте и его основные характеристики. Изменения когнитивных функций и особенности развития личности в позднем возрасте.
48. Молодость и ее основные задачи. Специфика кризиса тридцати лет.
49. Понятие зрелости и ее возрастных границ. Представление о взрослости, зрелости и старости в периодизациях Э.Эриксона и В.И.Слободчикова.
50. Кризис середины жизни и проблемы с ним связанные.
51. Проблемы профессионального становления в возрастной динамике.
52. Влияние физиологического состояния организма на специфику возрастных новообразований.
53. Возраст и динамика развития семейных отношений.
54. Основные задачи средней взрослости. «Время расцвета или начало конца?»