Теория психоанализа и стареющая личность

Одни из самых ранних попыток систематизировать типы стареющей личности пришли из психоанализа. Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд скептически относился к ценности терапии для пожилых пациентов, ибо он считал, что они, скорее всего, не успеют насладиться пользой лечения. Эриксон, в противоположность другим психоаналитикам утверждавший, что личность определяется в основном детскими привычками, считал, что личность развивается на протяжении жизни. Он заявлял, что в различные возрастные периоды разрешаются различные конфликты. Например, в младенчестве человек должен решать конфликт «доверять — не доверять» развивая чувство доверия. Существует 8 таких конфликтов, требующих разрешения, из которых только последний появляется в старости. Цель его — целостность Эго: принятие того, что все прежние цели были достигнуты и не осталось никаких «хвостов». Человек, ощущающий, что не достиг всего, к чему стремился, может испытывать чувство отчаяния, ибо осознает, что с приближением смерти остается все меньше возможностей что-либо исправить. Как следствие, возникает боязнь смерти и финал жизни сопровождается чувством тревоги и депрессией. Ханна и др. представили данные о том, что обычно целостность Эго достигается только теми людьми, которые успешно решили более раньше стадии конфликтов Эриксона. Другими словами, личность в старости является как продуктом более раннего поведения, так и текущей ситуации. Критики теории Эриксона отмечают, что в упрощенном варианте она представляет старение как пассивное приготовление к смерти. Однако Эриксон имел в виду другое: он рассматривал финальную стадию развития как процесс поисков, и в «такой конечной консолидации смерть теряет свою остроту».

Пек развил теорию Эриксона и утверждал, что в старости суще-вуют три конфликта, которые нужно разрешить. Первый — конфликт переоценки «я» вне профессиональной роли. Многие работающие люди (особенно мужчины) рассматривают свое положение и самого себя сквозь призму своей профессиональной деятельности. Следовательно, работающий человек может развить в себе высокий уровень самоуважения просто потому, что он имеет социально востребованную профессию. Однако с уходом на пенсию его профессиональный статус нивелируется. Таким образом, пенсионер вынужден заменить свою профессиональную уникальность иным видом уникальности. Второй конфликт связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела. Для большинства людей (старение неизбежно сопровождается ухудшением здоровья и общего физическо­го состояния. Если человек придает слишком большое значение хорошему состоянию организма и удовлетворенности жизнью, то его ждет неизбежное разочарование. Успешное старение подразумевает способность преодолеть физический дискомфорт или, по крайней мере, найти такой род деятельности, при котором со­стояние организма не имеет значения. Третий конфликт Пека связан с утратой самоозабоченности. По существу, это означает, что человек примирился с фактом неизбежности смерти. Очевидно, что это неприятная мысль, но Пек утверждает, что существование без заботы о себе и собственной судьбе можно преодолеть, «заботясь о тех, кто останется после того, как человек умрет, пытаясь улучшить жизнь и благосостояние любимых людей.

Левинсон рассматривал старение так же, как Эриксон и Пек, но большее внимание уделял роли пожилого человека в семье и обществе. Изменения физического состояния и рода деятельности означает то, что примерно в 65 лет (поздний взрослый период) люди должны примиряться с тем фактом, что они уже не являются лидерами как на работе, так и в семейной жизни (здесь возможно влияние снижения обычного пенсионного возраста. Таким образом, чтобы оставаться удовлетворенными, пожилые люди должны научиться уступпать лидерство и переходить на «вторые» роли. Это не означает отрешенности от всех забот и обязанностей (помимо роли мудрого советчика), пожилые люди долж­ны «подвести итоги» и смириться со своим прошлым (в том понимании, о котором писал Эриксон). Левинсон называет этот процесс «взгляд с моста».

Существуют ли эти теоретические типы личности реально, за пределами кабинета психотерапевта? Рейчард, Линсон и Петерсон опросили 87 мужчин-американцев в возрасте 55-84 лет, половина из которых находились на пенсии, а половина — на полной или частичной занятости (отметим, что для некоторых профессий в США не существует обязательного пенсионного возраста). Многие проблемы, поднятые Рейчардом и др., исходят из психоаналитических теорий. Например, предполагается, что в предпенсионном возрасте человек находится в кризисе и не уверен в своих возможностях, тем самым указывается, что рассматриваемый период воспринимается как период пе­ремен и тревог. В целом было выделено пять основных типов личностных черт.

Конструктивный тип сходен с интегративным типом в концепциях Эриксона и Пека. Мужчины этого типа адаптированы к старению, спокойны, любят жизнь и устанавливают теплые эмоциональные отношения с другими.

Зависимый тип («кресло-качалка») также социально приемлем, хорошо интегрирован, но пассивен и полагается не на себя, а на помощь других. Рассматривает уход на пенсию как освобождение от работы и связанных с ней ответственности и напряжения.

Защитный тип по существу является невротическим типом. Мужчины, обладающие этим типом черт, продолжали работать или были заняты ответственной деятельностью, как бы доказывая, что они здоровы и не нуждаются в помощи других людей.

Агрессивно-обвинительный тип. Люди с этим набором черт обвиняли в в собственных неудачах других, а также обстоятельства. Их реакцией было пагубное негодование, например, по отношению к молодым. Они обычно придерживались неадекватного представления о себе и мире. Частично это вытекало из ощущения жизненной «неудачливости».

Последний тип определяется Рейчардом и др. как самообвинительный. В отличие от предыдущего, в этом случае ненависть и негодование обращаются человеком на себя самого.

Рейчард и др. обнаружили, что люди, обладающие первыми тремя типами, и отличие от обладателей последними двумя, были хорошо адаптированы к старости. Однако, если принять во внимание то, что исследовательские описания личности не дают ясных представлений об уровне жизни, это неудивительно.

Старение как широко распространенное явление — характерная черта современного развитого общества, основы развития которой заключаются скорее в факторах внешнего характера (снижение уровня детской смертности, улучшение здравоохранения и образа жизни взрослых людей), чем в качественных изменениях самого процесса. Не существует единого способа измерения старения — большинство геронтологов эмпирически выбирают возраст 60-65 лет как указание на начало «старости». Примерно в этом возрасте разрушения во многих соматических и психологических процессах (которые происходили на протяжении почти всей зрелой жизни) впервые становятся легкоразличимыми. Существует множество выдвинутых причин физического изменения, которые могут быть сгруппированы под названиями «теории изнашивания» (части тела постепенно «изнашиваются» от использования) и «цитологические теории» (что клетки стареют при взаимодействии с токсинами, в том числе и с отработанными продуктами обмена веществ). Теория исчерпывания сомов объясняет, почему старение может быть с точки зрения эволюции разумной стратегией для генов особей. Определенно старение и смерть от «старости» не являются регуляторами количества населения, как утверждали многие исследователи ранее. Нейрофизиологически старение выражается в утрате клеток наряду с нарушением функционирования оставшихся клеток. Связанное с этим явление: возрастные преобразования значительнее для сложных процессов, чем для элементарных. Общий результат старения — развитие дефицитарных процессов мозга (и, следовательно, интеллекта). Изменения в сенсорике у пожилых людей могут быть настолько серьезными, что становятся помехой. При:этом, даже если изменения незначительны, мозг имеет искаженный образ окружающего мира. Также страдает нервная система. Происходит гибель нейронов центральной нервной системы и нарушение функционирования оставшихся нейронов.

Следует подчеркнуть, что процессы социального, биологического и психологического старения не происходят независимо друг от друга. Как мы видели, изменения физического состояния организма (и головного мозга, в частности) может влиять на психическую деятельность. Этот момент признается (по крайней мере, не вызывает возражений) многими исследователями, хотя объясняется не часто. Интересная модель представлена Даннефером и Перлмуттером (1990), она объединяет понятия биологического, социального и психологического старения в единое целое. Авторы считают, что старение можно рассматривать с точки зрения «физического онтогенеза» (по существу, биологическое старение); «внешней среды» (процесс реакции на условия окружающего мира автоматически, т. е. бессознательно) и «когнитивных образований» (на уровне самой основной, сознательной обработки информации о себе и окружаю­щем мире). Процесс старения формируется на основе слияния (и взаимодействия) этих трех факторов. Утверждается, что некоторые аспекты старения, такие как физический онтогенез, недосягаемы для сознательного контроля человека, а другие (в частности, когнитивные образования) определяются самим человеком. На элементарном уровне это новая формулировка старой пословицы о том, что человек должен использовать наилучшим образом то, что ему дается, но модель более сложна, и заинтересовавшимся читателям советуем обратиться к первоисточнику.

Более поздняя и, следовательно, более усовершенствованная модель, созданная Балтесом (1984), утверждает, что развитие определяется тремя факторами: внешними (окружающая среда), биологическими и синтезом внешнего и биологического, которые задают три направления развития. Нормативное возрастное развитие — это основная картина развития, которая предполагается для «нормального» человека (например, с точки зрения биологического старения — начало половой зрелости; с точки зрения социального старения — влияние пенсионного положения на поведение человека). В рамках отдельного общества нормы «закономерного» поведения предполагают, что каждый человек сталкивается с этими событиями в своей жизни. Нормативное историческое развитие намечает результаты исторических событий, с которыми столкнулась какая-нибудь возрастная группа (например, опыт получения продуктов по карточкам является обычным для большинства 60-летних британцев, но необычен для 20-летних). Ненормативное развитие жизни оценивает влияние крупных событий, уникальных для человека (например, не все люди играли в футбол или получали Нобелевскую премию). Модель четко демонстрирует, как жизни людей можно объединять по общим пройденным ступеням нормативного развития, как нормативное историческое развитие формирует отождествление человека с его собственным поколе­нием и как ненормативное развитие определяет уникальность человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: