Инфраструктурная катастрофа

Отвечая на вопрос о причинах поражения Рейха во Второй Мировой войне, гитлеровский генерал, идеолог «танковой войны» Х.Гудериан выделил два главных просчета. Первый – недооценка культурного уровня советского солдата. Второй – недопонимание стратегического значения Единой энергетической системы.

Состояние инфраструктуры – электроэнергетической, железнодорожной, авиационной и иной – вопрос национальной безопасности. Поэтому большой интерес и активное обсуждение вызвало сообщение известного российского эксперта В.И.Бабкина, около 20 лет проработавшего в Государственной Думе РФ.

По его оценке, электроэнергетические сети страны и вся энергетика в целом вошли стадию острого кризиса. Его характеризует несбалансированность развития и широкое использование морально устаревших технологий и технических решений. По официальным данным в стране имеется 218 ГВт электрогенерирующих мощностей. В то же время по разным оценкам, пиковая потребность в условиях нынешней российской деиндустриализации не превышает 141÷155 ГВт. Именно с эти связано то, что в России ночные тарифы на электроэнергию втрое ниже дневных.

В то же время в стране стоятся новые электростанции. Гораздо разумнее было бы модернизировать существующие. Очень велик процент тепловых станций, работающих на газе в общем энергетическом бюджете страны. Их коэффициент полезного действия (КПД) в России составляет 30÷35%. В то же время КПД немецких станций, работающих на газе, составляет около 60%. Модернизация генерирующих мощностей не только позволила бы решить проблемы повышения энергоэффективности, но и дала бы возможность сэкономить на новой энергетической инфраструктуре, используя в основном ту, которая уже есть на действующих станциях.

По данным Министерства энергетики РФ потери в линиях электропередач сейчас составляют около 30%, а на ряде изношенных линий на Дальнем Востоке доходят до 60%.

Много энергии требует и транспортировака добываемого газа – до 30% добытого требуется сжечь, чтобы доставить газ с Крайнего Севера потребителям в Европейскую часть России и Западную Европу.

В.И.Бабкин обратил внимание на планируемое в 2013-14 годы установление «социально оправданных тарифов потребления услуг ЖКХ», которое продолжает убийственную политику в области энергетики и сведется к обычному подъему цен на электроэнергию без каких-либо позитивных изменений для экономики страны.

И топливо, и электроэнергия для новой индустриализации России должны стать намного дешевле. Магистральный путь экономического развития – замена труда капиталом. Чем больше машин использует рабочий, тем больше энергии он потребляет. Энерговооруженность американских рабочих в 2÷3 раза выше, чем российских. В то же время в нашей стране 90% всех трудозатрат в строительной промышленности обеспечивается ручным трудом…

В опасном положении находятся и другие виды инфраструктуры. Общая протяженность сетей тепло- и водоснабжения, канализации более 1 млн км и 40% этих сетей требуют замены.

У нас часто любят, следуя А.С.Пушкину, говорить про две российские беды – дураков и дороги.

И с дорогами, действительно, беда. Например, в Китае, протяженность сети шоссейных дорог ежегодно увеличивается на 15%, в России – на 0,3%. В 50 раз меньше. И дороги наши нехороши. Если в США в дорожном строительстве используется 65% полимеров, то в нашей стране 6%, что совсем немного.

Большие проблемы в нашем отечестве с авиасообщением. В 1990 году в СССР было боле 1200 аэропортов. По данным Государственного реестра на октябрь 2011 года, их осталось 239.

По мнению В.И.Бабкина, одной из ключевых задач новой российской модернизации должна стать реконструкция сетей, обеспечивающих различные виды инфраструктуры, на новом техническом уровне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: