Сети и организационные структуры

Одним из важнейших направлений модернизации является совершенствование систем управления и, в частности, их структуры, приведение этой структуры в соответствие с новыми технологическими и социальными реалиями.

Два различных подхода к этим проблемам были представлены проф. З.А.Кучкаровым, представляющим школу организационного проектирования, основанную С.П.Никаноровым и проф. В.В.Овчинниковым, являющимся одним из ведущих экспертов Давосского форума и консультировавшим руководителей Китая, Германии, Аргентины.

В рамках школы С.П.Никанорова предполагается, что все организационные структуры могут быть описаны в рамках концепции Н.Бурбаки родов структур. На этом пути возникает огромное количество комбинаций и комбинаторных задач. Среди этих комбинаций есть и такие, которые подходят для организационных структур государственных органов и крупных корпораций. Исходя из решаемых управленческих задач, можно подобрать из этого множества оптимальные в некоторых отношениях структуры.

Однако есть наука и есть жизнь. Профессор З.А.Кучкаров является директором Аналитического центра «Концепт», успешно спроектировавшего ряд крупных организационных структур. И опыт, здравый смысл, глубокое понимание конкретики и особенностей управленческого стиля лиц, принимающих решения, и доверительные отношения с заказчиками тоже не следует сбрасывать со счетов. В любом случае в России есть большой и успешный опыт научного организационного проектирования, и сети телекоммуникации существенно влияют на те организации, которые мы строим.

В последние годы всё с большим вниманием мы относимся к китайскому опыту, к планам этой державы, к ее организационным структурам. По мнению В.В.Овчинникова, в Китае происходит «организационная революция», связанная с переходом к «плоской экономике». В индустриальную эпоху, тем более в мобилизационном режиме, огромную роль играли иерархические организационные структуры. В ряде стран и организаций насчитывалось свыше дюжины иерархических уровней, каждый из которых решал свои задачи, по-своему агрегировал информацию, проходящую наверх, «разворачивал» указания сверху, чтобы довести их до структур более низкого уровня. И такие системы во многих случаях прекрасно работали.

Однако телекоммуникации и сетевые взаимодействия существенно повлияли на структуры, которые мы используем и создаем.

Дело в том, что «медленные» иерархические структуры во многих случаях безнадежно проигрывают «быстрым» сетевым. Они не могут ни бороться с ними, ни ими управлять. Поэтому в Китае решено было сориентировать ряд существующих и возникающих структур на то, чтобы в них было не более трех организационных уровней.

По мысли В.В.Овчинникова, это новое – во многом хорошо забытое старое. Подобные реформы управления были проведены перед Второй Мировой войной министром промышленности Рейха Альбертом Шпеером. Комитет, которому было поручено разработать и начать выпуск подводных лодок, включал конструкторов, ученых, промышленников, военных, которым предстояло использовать это оружие. За «центром» была оставлена лишь постановка стратегических задач, ресурсное обеспечение и контроль. Такая организация позволила очень быстро продвинуться вперед и создать одни из лучших подводных лодок того времени. По мысли В.В.Овчинникова, аналоги многих китайских реформ вполне подходят и для России.

Для того чтобы использовать, осмысливать, изучать сетевые технологии, а во многих случаях противостоять им, надо владеть данным предметом и готовить специалистов, которые могут работать в этой важной и быстро развивающейся области. Нынешнее положение дел, когда программ и научных тем оказывается, зачастую, больше, чем научных сотрудников и преподавателей, не способствует этому. Когда множество людей занимается тем, «к чему привыкли», а не тем, «что нужно», трудно продвинуться вперед.

Поэтому очень большой интерес вызывали сообщения пионера российской сетевой науки и образования, сотрудника Института машиноведения им. А.А.Благонравова И.А.Евина. Он детально проследил истоки и историю становления сетевой науки в мире, рассказал о своем опыте преподавания основ сетевых технологий в Московском физико-техническом институте. Был высказан ряд конструктивных предложений о том, кого, как и чему следует учить.

В начале компьютерной эры основную ценность и проблемы составляли компьютеры (hardware) и акцент делался на подготовке специалистов по вычислительной технике. Затем огромное значение пробрело программное обеспечение (software) и была начата подготовка исследователей в этой области (computer science) и инженеров-программистов (computer engineering). В США подготовку таких специалистов курировала специальная комиссия Конгресса. В настоящее время на первый план выходят специалисты по сетевым технологиям (netware). Но у нас систематически и целенаправленно не готовят таких специалистов, даже на факультете вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М.В.Ломоносова.

Общее мнение участников конференции состоит в том, что такую ситуацию желательно изменить в возможно более короткие сроки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: