Тема 4. Роль международных организаций в поддержании мира и обеспечении международной безопасности

Международный правопорядок, понимаемый как состояние упорядоченности системы международных отношений на основе норм и принципов международного права, как фактическая реализация и применение международного права имеет своей целью защиту общих интересов международного сообщества, прежде всего всеобщего мира и международной безопасности.

Появление ядерного и бактериологического оружия, а с ними и угрозы уничтожения самой жизни на Земле потребовало критического переосмысления всего комплекса вопросов войны и мира.

Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны понимается сегодня международным сообществом как тягчайшее международное преступление, посягающее на основы международного правопорядка.

Общая заинтересованность государств в деле сохранения междуна­родного правопорядка способствовала созданию системы коллективной безопасности.

Коллективная безопасность – это система коллективных мер, при­меняемых государствами на универсальной или региональной основе с целью устранения угрозы миру, предотвращения или подавления актов агрессии и восстановления международного мира и безопасности.

В основу создания системы коллективной безопасности положен принцип неделимости мира, содержанием которого является опасность военных конфликтов для всех государств мира. Этот принцип требует от государств реагировать на любые нарушения мира и безопасности в лю­бом районе земного шара, участвовать в совместных действиях на осно­ве Устава ООН в целях предотвращения или ликвидации угрозы миру.

В международном праве различают два вида системы коллективной безопасности: универсальную и региональную.

Организацией универсальной системы коллективной безопасности является ООН. Главной ее целью является поддержание международного мира и безопасности, для чего она уполномочена «принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и пода­вления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира» (п. 1 ст. 1 Устава ООН).

Поддержание международного мира и безопасности строится на базе общепризнанных принципов и норм международного права и осу­ществляется Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности ООН, компетенция которых в этой сфере четко разграничена.

При этом только Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает то, какие меры следует предпринять в соот­ветствии со статьей 41 (меры, не связанные с применением вооруженных сил) или статьей 42 (меры, связанные с использованием вооруженных сил для подавления агрессора) для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

В рамках статьи 41 Устава ООН Совет безопасности ООН неодно­кратно применял санкции в отношении Родезии в 1966,1968,1970 годах, ЮАР в 1977 году (эмбарго на поставки вооружений), Ирака в 1990 году (экономические и финансовые), Югославии в 1991 –1996 годах (эконо­мические), Ливии в 1992-1996 годах (экономические и по поставкам оружия) и др.

В рамках статьи 42 Совет Безопасности принимал решения на подавление агрессора силой в 1950 году, когда КНДР 25 июня 1950 года совершила нападение на Южную Корею, и в 1990 году, когда Ирак оккупировал территорию Кувейта.

Современная концепция поддержания мира в рамках ООН исходит из комплексной роли ООН в усилиях по поддержанию мира в сферах превентивной дипломатии, миротворчества, поддержания мира, миростроительства.

Превентивная дипломатия понимается как действия, направленные на предупреждение возникновения разногласий между сторонами, не­допущение перерастания существующих споров в конфликты и огра­ничение масштабов конфликтов после их возникновения. В ее рамках предполагается более широкое использование мер по укреплению до­верия, создание миссий по сбору фактов и систем раннего предупреж­дения об угрозах миру, превентивное развертывание вооруженных сил ООН, использование демилитаризованных зон как превентивной меры.

Миротворчество – это действия, направленные на то, чтобы привести к согласию враждующие стороны, главным образом с помощью перегово­ров и других мирных средств, предусмотренных Уставом ООН в главе VI.

Поддержание мира предполагает проведение операций с помощью военного персонала как для предотвращения конфликтов, так и для установления мира.

Главными условиями для осуществления операций ООН по под­держанию мира являются: согласие на такие операции враждующих сторон, прекращение огня и гарантии безопасности с их стороны миро­творческим силам; решение Совета Безопасности на проведение миро­творческих операций под руководством Генерального секретаря ООН; предоставление по согласованию с враждующими сторонами воинских контингентов странами, согласившимися послать свои войска; действия войск на основе полной беспристрастности и невмешательства во вну­тренние дела враждующих сторон; финансирование операций по специ­альной шкале взносов государствами-членами ООН и др.

Сложились и продолжают развиваться операции ООН по поддержа­нию мира двух типов: миссии военных наблюдателей из невооруженных офицеров – «голубые береты» (впервые такая миссия была проведена в 1948 года в целях наблюдения за выполнением условий перемирия в Палестине) и силы по поддержанию мира в составе национальных военных контингентов, вооруженных легким стрелковым оружием, – «голубые каски» (первая такая операция была проведена в 1956 году Чрезвычай­ными вооруженными силами ООН на Ближнем Востоке).

Постконфликтное миростроительство – это действия по установ­лению и поддержанию структур в постконфликтный период, которые должны способствовать укреплению и упрочению мира в целях предот­вращения рецидивов конфликтов.

Устав ООН (гл. VIII) допускает возможность создания междуна­родных региональных организаций коллективной безопасности для поддержания международного мира и безопасности на региональной основе. При этом должны выполняться следующие условия: действия на региональной основе должны быть совместимы с целями и принци­пами ООН, касаться только местных споров и не выходить за пределы данного района; никакие принудительные действия не должны пред­приниматься без полномочий от Совета Безопасности ООН (действия с использованием вооруженной силы в регионе могут иметь место только для отражения уже совершенного нападения в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону по статье 51 Устава ООН с немедленным сообщением об этом Совету Безопасности); все местные споры, возникающие между государствами какого либо региона, должны разрешаться только мирными средствами; любые действия на региональной основе не должны противоречить действиям в рамках универсальной системы международной безопасности ООН.

Из этого следует, что региональные системы безопасности состав­ляют часть всемирной универсальной системы безопасности.

Региональными организациями коллективной безопасности являются Лига арабских государств (ЛАГ), Организация африканского единства (ОАЕ), Организация американских государств (ОАГ), Организация Се­вероатлантического договора (НАТО), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (с 1995 года), Содружество Независимых Го­сударств (СНГ). В результате качественных последних преобразований Европейского Союза к сфере его ведения отнесено формирование об­щей внешней политики и политики безопасности государств-членов.

В учредительных актах таких региональных организаций, как ЛАГ, ОАЕ, ОАГ, НАТО, СНГ, содержатся положения о коллективных мерах в случае вооруженного нападения против какого-либо из их членов. Эти организации широко прибегают к созданию сил по поддержанию мира. Так, в 1971 году ЛАГ создала межарабские силы по разъединению в Ли­ване («зеленые каски»), чтобы положить конец столкновениям между различными религиозными группировками. В 1981 года ОАЕ создала межафриканские силы по поддержанию мира, предназначенные для на­блюдения за выполнением соглашения между группировками в Чаде.

Правовой основой коллективной безопасности в рамках ОБСЕ явля­ются: Заключительный акт СБСЕ 1975 года, итоговые документы СБСЕ, принятые в Белграде (1977), в Мадриде (1980), Вене (1989), пакет докумен­тов «Хельсинки-2» (1992) и в Будапеште (1994), в том числе Кодекс поведе­ния, касающийся военно-политических аспектов безопасности, создания антикризисных механизмов и проведения операций по поддержанию мира как между членами ОБСЕ, так и внутри любого государства – члена ОБСЕ. В рамках ОБСЕ проводились операции миротворческого характера группа­ми наблюдателей в Приднестровье, Нагорном Карабахе, в Чечне, Абхазии, Грузии и силами по поддержанию мира в Албании.

Правовой основой коллективной безопасности в рамках СНГ яв­ляются: Устав СНГ 1993 года, Договор о коллективной безопасности 1992 года, Соглашение о группах военных наблюдателей и коллектив­ных силах по поддержанию мира в СНГ 1992 года с тремя Ташкентскими протоколами к нему 1992 года и др.

Совет глав государств СНГ наделен правом создавать группы по поддержанию мира из военного и гражданского персонала (группы военных наблюдателей и коллективные миротворческие силы по под­держанию мира). Эти группы решают следующие задачи: разъединение конфликтующих сторон; наблюдение за выполнением договоренностей о прекращении огня или перемирия, о разоружении противоборству­ющих сторон; создание условий для мирного урегулирования споров и конфликтов; содействие обеспечению прав и свобод человека; оказание гуманитарной помощи, в том числе в случае экологических катастроф или стихийных бедствий.

В рамках СНГ было проведено несколько миротворческих операций: в Приднестровье, в Южной Осетии, в Абхазии, Грузии, Таджикистане.

Вместе с тем важное место в системе международной безопасности занимают взаимосвязанные двусторонние и многосторонние договоры, регламентирующие правовые аспекты обеспечения мира. Эти договоры условно можно разделить на четыре группы.

1. Договоры, сдерживающие гонку ядерных вооружений в пространственном отношении. К ним относятся Договор об Антарктике (1959), Договор о нераспространении ядерного оружия (1968), Договор о за­прещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов, оружия массового уничтожения (1971), Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (Договор Тлате лолко, 1967), Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана (Договор Раратонга, 1985) и др.

2. Договоры, ограничивающие наращивание вооружений в количе­ственном и качественном отношениях. Это Договор о запрещении ис­пытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963), Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия (1996), Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977) и др.

3. Договоры,

Предметом правового запрещающие производство определенных видов оружия и предписывающие их уничтожение. К ним относятся: Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (1972), Конвенция о запрещении разработки, производства и применения химического оружия и его уничтожении (1993), Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности (1987).

4. Договоры, рассчитанные на предотвращение случайного (несанкционированного) возникновения войны. Это Соглашение о линиях прямой связи между СССР и США (1963, 1971), Обмен письмами между СССР и Францией о предупреждении случайного или несанкционированного применения ядерного оружия (1976), Соглашение между СССР и США об уведомлении о пуске межконтинентальных ракет подводных лодок (1988) и некоторые другие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: