Содержание процесса социализации личности

Содержание процесса социализации личности рассматривается в различных психологических школах по-разному.

Психоанализ рассматривает процесс личности через прохождение стадий, на каждой из которых ребенок преодолевает фрустрации и формируются фиксации. Опыт, приобретенный в раннем детстве, является базовым для поведения человека в течение всей жизни. Важными результатами процесса социализации для человека являются чувство вины, совесть, формирующиеся в детстве. З. Фрейд ввел понятие «идентификация», объясняющее механизм позволяющий успешно адаптироваться в детском возрасте. Идентификация может рассматриваться как процесс усвоения нравственных норм и ценностей, принятых в данной культуре через отождествление себя со значимым другим, являющимся носителем этой культуры и как защитный механизм, позволяющий преодолеть или адаптироваться к фрустрирующей ребенка ситуации.

Согласно концепции гуманистической психологии (К. Роджерс, Р. Бернс, В.Сатир и другие), главным достижением процесса социализации является формирование у человека чувство самоценности, которое во многом определяет особенности его поведения, реакции на других людей, способы переживания жизненных трудностей. Оно формируется, если ребенок растет в любви, т.е. безусловном принятии его самыми близкими людьми.

Социализация личности, по Э. Эриксону, проходит в течение всей жизни, до тех пор, пока индивид не станет зрелым, т.е. "мудрым индейцем, истинным джентльменом и крестьянином". Концепция процесса социализации Э. Эриксона включает в себя такие понятия как инфантильные конфликты и возрасты человека, соответствующие стадиям социализации, которые сопровождаются важными социально-психологическими личностными приобретениями. Психологическое развитие проходит через критические этапы, причем слово критические "означает здесь характеристику поворотных пунктов, решающих моментов выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой. Ученый пишет: «…Каждая существующая культура для того, чтобы развить свой особенный стиль личностной целостности, предполагаемый ее историческим местом, использует свое особое сочетание инфантильных конфликтов наряду со специфическими побуждениями и запретами инфантильной сексуальности.

Инфантильные конфликты только тогда становятся продуктивными, когда они получают сильную поддержку со стороны культурных институтов и правящих классов. Для того чтобы достичь и пережить состояние личностной целостности, индивид должен представлять себе, как стать последователем людей и идолов, олицетворяющих в себе религию и политику, экономический порядок и технологию. Личная индивидуальность поэтому предполагает эмоциональную интеграцию позволяющую соучастие в деятельности посредством следования "идолам"- так же как и принятие ответственности за последствия» [29].

Разрабатывая теорию социализации личности, ученые обращали внимание на различные аспекты этого процесса. Л. Колберг (1963) придавал большое значение нравственному развитию личности, считая, что оно проходит шесть стадий. Не связывая их с определенным возрастом, Колберг считал, что большинство людей достигают по крайне мере третьей стадии нравственного развития, а некоторые - на всю жизнь остаются нравственно незрелыми.

Первые две стадии относятся к детству, когда ребенок еще не усвоили представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Первая стадия характеризуется стремлением ребенка избежать наказания, а вторая - стремлением получить поощрение от взрослых.

Только на третьей стадии нравственного развития человек начинает отчетливо осознавать и принимать во внимание мнение других и стремятся действовать так, чтобы получить их одобрение. На этой стадии у человека формируются собственные представления о хорошем и плохом, он по-прежнему стремится приспособиться к окружающим и заслужить социальное одобрение.

На четвертой стадии человек осознает интересы общества и правила поведения в нем. Проявлением нравственного сознания может служить поведение человека возвратившего лишние деньги кассиру, который дал слишком много сдачи, потому что "это правильно". По мнению Л. Колберга, на третьей и четвертой стадиях человек способен совершать высоконравственные поступки независимо от общепринятых ценностей.

Человек, находящийся на пятой стадии нравственного развития способен рассуждать возможные противоречия между различными нравственными убеждениями. Он способен делать обобщения, представлять себе, что произойдет, если все люди будут поступать определенным образом. У него формируются собственные суждения о том, такое хорошо и что такое плохо. Он понимает относительность моральных требований, например, может быть оправдана "ложь во спасение", щадящая чувства другого человека.

Шестая стадия нравственного развития личности наивысшая. У человека сформировано собственное этическое чувство, универсальные и последовательные нравственные принципы. Колберг считает что люди, достигшие этого уровня нравственного развития, лишены эгоцентризма, они предъявляют к себе такие же требования, как и к любому другому человеку. По мнению Н.Дж.Смелзера (1999), Махатма Ганди, Иисус Христос, Мартин Лютер Кинг и были мыслителями, достигшими этой высшей стадии нравственного развития.

Теория Л. Колберга имеет как своих последователей, так и критиков. Критика объясняется сложностью определения поведения людей, которое не вполне соответствует той или иной стадии. Даже находясь на одной и той же стадии, они могут вести себя по-разному в сходных ситуациях.

Нет согласия во мнениях психологов относительно сроков социализации. Так одни считают, что социализация человека заканчивается к 6 годам, другие отводили ей время завершения учебы и получения профессии, третьи – что она происходит в течение всей жизни (О.Г.Брим-младший, Андреенкова и др.).

В связи с этим возникает вопрос о содержании этапов социализации личности. До этого времени психологи в основном уделяли внимание социализации личности в детском возрасте, возникает вопрос о содержании процесса социализации взрослых. Если разделять точку зрения на процесс социализации личности как на усвоение норм, ценностей, основных социальных ролей, принятых в данной культуре, то можно выделить несколько факторов, влияющих на этот процесс в течение всей жизни человека. Внешние факторы, например, динамичность социальной жизни, требует нового поведения, новых социальных ролей. Внутренние факторы, например, динамичность индивидуальной жизни, которая вызвана возрастными кризисами, изменением условий жизни человека: эмиграция, смена профессиональной деятельности, возрастных задач, решаемых человеком (выход на пенсию, старость и т.д.). Видимо содержание процесса социализации взрослых отлично от социализации детей. Хотя приобретенный опыт и навыки на ранних этапах, безусловно, являются базовыми в личности человека.

Механизмы социализации - это то, что способствует процессу приобретения человеком необходимых навыков, норм и правил поведения, принятых в культуре данного общества. Выделяют позитивные механизмы и негативные. К позитивным относят имитацию или подражание - осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения и идентификацию- отождествление детьми с родителями: принятие родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных. К негативным - стыд и чувство вины, поскольку они запрещают определенное поведение или подавляют его.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: