Социализация как социально-психологическая проблема

Еще древние мыслители отмечали значение детства в дальнейшей жизни человека. Описывая его, они особое внимание уделяли важности знаний и опыта, которые получал человек в процессе взросления. Особое значение придавалось взрослым наставникам и воспитателям детей. Мы занем, что у Александра Македонского, например, наставником был древнегреческий философ Аристотель. О важности процесса воспитания детей писали создатели модели общества будущего Т. Мор и Кампанелла. Мыслителями эпохи просвещения (Ж.Ж.Руссо и др.) отмечалась роль взрослых в жизни ребенка и их влиянии на нежную детскую душу. Впоследствии философ Л.Фейербах писал: «Другой человек является связующим звеном между мной и миром. Я завишу от мира и осознаю эту зависимость. Я примиряюсь, я сближаюсь с миром посредством другого человека. Без другого лица мир казался бы мне не только мертвым и пустым, но и бессмысленным и неразумным... Первый объект человека есть человек...посредником между Я и сознанием мира является осознание второго лица»[22].

О том, как проявляется во взрослой жизни опыт детства и юности можно встретить в историях жизни выдающихся личностей, писателей и режиссеров, оставленных в интервью и мемуарах. Например, В.М. Шукшин В.М. в своем последнем, как оказалось, интервью говорил: «Я прошел через жизнь, в общем, трудную, и произносить мне это противно, потому что всем нелегко приходится. В институт я пришел ведь глубоко сельским человеком, далеким от искусства. Мне казалось всем это было видно. Я слишком поздно пришел в институт - в 25 лет,- и начитанность моя была относительная, и знания мои были относительные. Мне было трудно учиться. Чрезвычайно. Знаний я набирался отрывисто и как-то с пропусками. Кроме того, я должен был узнавать то, что знают все и что я пропустил в жизни. И вот до поры до времени я стал таить, что ли, набранную силу. И, как ни странно, каким-то искривленным образом я подогревал в людях уверенность, что- правильно, это вы должны заниматься искусством, а не я. Но я знал, наперед знал, что подкараулю в жизни момент, когда... ну, окажусь более состоятельным, а они со своими бесконечными заявлениями об искусстве окажутся не состоятельными.

Все время я хоронил в себе от посторонних глаз неизвестного, какого-то тайного бойца, нерасшифрованного. Теперь мне не хочется становиться в позицию и положение другого человека - я уже свыкся с этой манерой жить и работать. Мне не хочется делать никаких авансов, никаких заявлений. Ничего страшного, если промолчу лишний раз. От того, что не скажу чего-то такого о себе, ничего не случится, -я-то буду знать про это. И я хочу сказать, что мне сейчас трудно менять образ своих действий, после того, как я так вот уже прожил изрядное количество лет, прошел институт, прошел первую пору отвоевывания себе права работать в искусстве- это тоже было. И свыкся с таким образом жизни. Представьте себе, такая глупая, в общем, штука, но все кажется, что должны мне отказывать в этом деле -в праве на искусство...»[23] О важности детских воспоминаний, пронесенных через всю жизнь и творчество, мы находим в произведениях Л.Н.Толстого. Великий отечественный режиссер А.А.Тарковский в свое время говорил, что «...единственно подлинные, неискаженные воспоминания, которые могут быть у человека, - это детские воспоминания».[24] Именно они отражены во многих картинах мастера, стоит вспомнить, например, его художественный фильм «Зеркало».

Понятие «социализация» появилось относительно недавно. Ранее чаще употребляли слово «воспитание». Чем же они отличаются? Воспитание- это скорее, педагогический процесс, устоявшийся термин, обозначающий одностороннее воздействие педагога на ребенка, целью которого является «передача новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих необходимые условия для его развития...»[25]. Термин «социализация» шире, чем «воспитание». На сегодняшний день существуют различные определения данного понятия, в зависимости от точки зрения их авторов. Назовем лишь некоторые из них.

1. Социализация-это процесс вхождения человека в общество (Кон И.С.).

2. Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны...процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду...»[26].

3. Социализация как процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям (Н.Дж. Смелзер).

Появление термина «социализация» связано в деятельностью Тардта, Ж.Пиаже, Э. Дюркгейма в конце ХIХ - начале XX в. В 1897 г. Фр. Х. Гиддингс в книге «Теория социализации» использовал этот термин для обозначения развития социальной природы или характера человека.

В начале ХХ века основоположники символического интеракционизма (Ч. Кули, М. Мид, Парк, Томас и др.) писали, что возможность «стать человеком» связана с развитием речевой коммуникации. Они не использовали термин "социализация", но анализировали пути становления личности, достигающей и успеха, и полноправного участия в жизни различных социальных групп.

Представителей символического интеракционизма отличает социально ориентированный взгляд на проблему человека:

1. Человек, как и общество, являются продуктом ролевого взаимодействия и коммуникации между людьми.

2. Самосознание и ценностная ориентация личности как бы зеркально отражают реакции на нее людей, находящихся в непосредственном взаимодействии. Ч.Кули: «Подобно тому, как мы видим в зеркале свое лицо, фигуру и одежду, и они представляют для нас интерес, потому что принадлежат нам...так и в своем воображении мы пытаемся представить, как в мыслях других людей отражается наша внешность, манеры, цели, поступки, характер, друзья и т.д., и это определенным образом действует на нас»[27].

3. Понятие "первичные идеалы" - это базисные ценности, которые ребенок усваивает к 5-6 годам в первичной группе, семье, в которой существуют аффективные отношения.

Сторонники бихевиоризма утверждают, что человеческое поведение и сама личность состоит из реакций на внешние стимулы. Задача социализации – формирование необходимого набора условных социальных реакций человека на социальные стимулы, обеспечивающих ему успешную адаптацию в социуме.

Согласно психоаналитическому подходу человек, появляясь на свет, движим лишь биологическими инстинктам, основными среди которых -потребность в пище и половой инстинкт. Задачей общества является обучение человека культурному поведению, способность контролировать свои инстинкты. Для этого общество в лице родителей, других взрослых создает различного рода препятствия, преодолевая которые человек научается выполнять культурные требования и нормы. Эти препятствия переживаются как фрустрации. Фрустрация – «объективно непреодолимые (или субъективно так воспринимаемые) трудности, возникающие на пути к достижению цели или к решению задачи» (Левитов, 1967).

Частный случай фрустрации - столкновение сильной потребности внутри нас с принудительным императивом (требуемой нормой поведения). Независимо от того, уступим мы или нет этой потребности, ситуация воспринимается фрустрирующей. В процессе преодоления фрустраций у ребенка возникают фиксации - «защитная тактика, позволяющая избегать страдания, которая найдена случайно при попытке справиться с затруднительной ситуацией и с этого времени повторяется автоматически при каждой подобной угрозе» [28].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: