· «конвенциальные» (сложившиеся в культуре) роли;
· «институциональные» (роли в специфических сферах жизни (миротворцы);
· «межличностные». Когда возникают противоречия, то вспоминают: «Дружба дружбой, а служба службой».
Роль человеку может быть задана природой, обществом или он ее добывает сам (например, учится в университете). Он всю жизнь последовательно меняет социальные роли. Можно сказать, что жизнь человека – это бесконечная смена социальных ролей: возрастных, профессиональных, межличностных.
Роль требует не только определенного поведения, но и соответствующей социальной маски. Человек меняет маски, переходя от одной роли к другой. Ларошфуко писал: «Каждый человек, кем бы он ни был, старается напустить на себя такой вид и надеть такую личину, чтобы его приняли за того, кем он хочет казаться; поэтому можно сказать, что общество состоит из одних только личин»[10].
Встает вопрос о степени влияния социальной роли на человека. У А.С. Пушкина находим подтверждение этому тезису.
|
|
«Как изменилася Татьяна!
Как твердо в роль свою вошла!
Как утеснительного сана
Приемы скоро приняла!»[11].
В. Шкловский в повести "Жили-были" пишет: "Пристойная осанка не требует, чтобы солдат держался одеревенелым; напротив того, он должен стоять и ходить ловко, свободно, сообразно естественному сложению тела, и стараться вести себя так, чтобы в разговоре, взгляде, всех движениях его выражалась некоторая относительно к собственному его званию пристойная смелость без наглости, твердость без самонадеянности и нахальства и, наконец, ловкость и вежливость. Кто во время разговора опускал глаза вниз, навлекал на себя подозрение в лукавстве, боязни и нечистой совести. Люди, с хладнокровием взирающие на смерть, должны смело смотреть в глаза каждому, какого бы звания он ни был, но при этом не показывать наглости... Солдат должен иметь усы и бакенбарды; они не должны быть длинными, т.к. таковые, напротив того, безобразят лицо и дают ему вид зверский и часто даже отвратительный"[12]. Однако, «...кого бы ни взялся изображать человек, он всегда играет, вместе с тем и себя самого» (Монтень М.).
Человек, играя те или иные социальные роли, занимает соответствующий статус. Статус ранжирует социальные роли и устанавливает определенные привилегии для ролей, которые играются неохотно посредством таких механизмов, как вознаграждения, престиж, полномочия.
Вознаграждения - это совокупность материальных ценностей, предназначенных для человека, выполняющего определенные роли.
Престиж – совокупность положительных общественных оценок данной роли.
Полномочия – санкционированные обществом возможности влиять на социальные роли.
|
|
Величина статуса определяется объемом вознаграждений, престижа и полномочий (величины власти).
«Понятие «социальный статус», которое относится к положению человека в обществе, не следует смешивать с понятием «конвенциальная роль», которое относится к тому вкладу, который вносит участник в организованное предприятие"[13].
«Статус социальный -положение (позиция) индивида или группы в социальной системе, определяемое по ряду экономических, профессиональных, этнических и др. специфических для данной системы признаков. Различают "предписанный" (наследуемый) и "достигаемый" (благодаря собственным усилиям человека) социальный статус»[14].
«Статус личности – социально-психологическая характеристика положения, занимаемого индивидом в структуре как функционально-ролевых, так и межличностных отношений в коллективе»[15].
Итак, «статус от лат status – положение, состояние. Положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах один и тот же человек может иметь разный статус»[16].