Основные направления коррекционно-педагогической работы

Леонова

СИСТЕМА И ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ДЕТЬМИ


СОДЕРЖАНИЕ

СИСТЕМА И ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ДЕТЬМИ............................................................................................. 3

Основные направления коррекционно-педагогической работы.................................. 3

Содержание логопедических занятий. Разнообразие средств и приемов коррекционно-педагогической работы........................................................................................................ 27


Глава IV

СИСТЕМА И ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ДЕТЬМИ

Основные направления коррекционно-педагогической работы

Анализ существующих в специальной педагогической литературе методик преодоления заикания позволяет определить модель проведения логопедической работы по следующим направлениям:

I. Создание охранительного речевого режима.

II. Регуляция эмоционального и мышечного состояния (снятие мышечного и эмоционального напряжения). Обучение навыкам релаксации, формулам внушения состояния расслабления.

III. Развитие моторных функций. Развитие координации слова и ритмизованного движения.

IV. Формирование фонационного (речевого) дыхания.

V. Работа над плавностью речи в различных ее формах. Развитие интонационных характеристик речи.

VI. Воспитание личности заикающегося ребенка. Рассмотрим более подробно каждую составляющую комплекса воздействия:

I. Создание охранительного речевого режима. Ограничение речевого общения и организация щадящего речевого режима. Этот режим вводится в самом начале коррекционной работы и помогает создать условия для затухания неправильной речевой привычки, подготовить нервную систему ребенка к формированию нового речевого навыка.

Учебная и повседневная жизнь заикающихся организовывается так, чтобы свести речь детей к минимуму. На занятиях педагоги ограничиваются сообщением какого-либо материала и не требуют устных ответов. В этот период организовываются такие игры, чтобы дети меньше говорили (рисование, кивание, аппликация и т. п.). Щадящий речевой режим создается ограждением ребенка от пребывания в конфликтных ситуациях, примером спокойной четкой речи взрослых и их проявлением тонкого педагогического такта, исключением участия детей в эмоционально-значимых мероприятиях, организацией режима дня и т. п.

Речевое общение ребенка в этот период должно быть элементарным по форме (использование сопряженных и отраженных форм речи), содержать однословные ответы. Для этого вопросы взрослых должны иметь ключевое слово для ответа или предполагать короткий ответ («Ты хочешь яблоко или банан?» «Банан»; «Ты хочешь яблоко?» «Нет»). Родители должны придерживаться тех речевых правил, которые рекомендуются логопедом.

Длительность режима ограничения речи различна, как правило, он охватывает неделю—полторы недели с начала коррекционной работы. Постепенно активность ребенка увеличивается, однако соблюдается щадящий речевой режим.

Организация режима ограничения речи и щадящего речевого режима наиболее полно представлена в работах В. И. Селиверстова (2001, 1994), И. Г. Выгодской и др. (1993), создание охранительного режима в домашних условиях — в работе Л. М. Крапивиной (1993), И. Г. Выгодской, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенской (1995). В ней предлагаются игровые ситуации, «игры-молчанки», для которых оформляется специальный альбом. Например, условия игры даются в виде сказки: «...Добрый великан много потрудился для людей, засеял поля, построил красивые города. Он заснул. Поэтому люди во всем городе соблюдают тишину, никто не разговаривает, машины едут без сигналов. Вот и ты не буди его, играй молча в свои игрушки, построй город из кубиков. Займись конструктором. Нарисуй в своем альбоме этого доброго великана, каким ты его себе представляешь, или нарисуй город...». В поощрение ребенку можно присвоить звание «Почетного стража», а вечером ему разрешается какое-нибудь «малое волшебство» (пускание мыльных пузырей и т. п.).


II. Регуляция эмоционального и мышечного состояния (снятие мышечного и эмоционального напряжения). Обучение навыкам релаксации, формулам внушения состояния расслабления.

Обучение навыкам релаксации начинается с упражнений, которые позволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением и расслаблением. Проще ощутить напряжение мышц в руках и ногах, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы ног и т. д. Такие упражнения даются в следующей последовательности: для мышц рук, ног, всего туловища, затем для верхнего плечевого пояса и шеи, артикуляционного аппарата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow