Бюджет – это важнейший элемент финансовой системы современного государства. Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.
Для разграничения расходов используются функциональная, экономическая, целевая классификации.
Бюджет, структура его доходов и расходов – мощнейший элемент государственного регулирования хода воспроизводства. И обязательным условием эффективности государственного бюджета является соответствие показателей и структуры доходов и расходов показателям развития экономики.
Анализ структуры и динамики расходов в данной работе проводится за 2007-2011 гг. на основании Федеральных законов «О федеральном бюджете» на очередной соответствующий год.
|
|
Анализ показал, что в целом структура расходов федерального бюджета 2007 - 2011 гг. существенно меняется в 2011 году.
Наибольший удельный вес в расходах бюджета приходится на межбюджетные трансферты. Второе место в структуре расходов федерального бюджета занимают расходы на национальную оборону и национальную экономику.
Расходы федерального бюджета на 2011 год осуществляются в структуре новой функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, позволившей сгруппировать их по приоритетным направлениям государственной политики.
Сегодня достаточно остро стоит проблема повышения эффективности государственных расходов для России, так как необходимы структурные реформы в экономике и социальной сфере.
Правительство ведет интенсивную работу по реализации концепции совершенствования системы управления бюджетными расходами. В основу концепции закладываются основные задачи в области расходов бюджета в современных условиях:
- сократить число федерально-целевых программ, при этом обеспечить концентрацию средств бюджета в наиболее эффективных и социально значимых проектах;
- снизить расходы на содержание госаппарата;
- продолжить децентрализацию инвестиционного процесса, при этом расширить практику государственно-коммерческого финансирования проектов;
- повысить эффективность использования бюджетных ассигнований на национальную оборону и безопасность;
- усилить контроль за использованием бюджетных средств;
- обеспечить приоритетное финансирование расходов.