Расходы государственного бюджета

Тема 4. Система расходов бюджета.

1. Роль расходов бюджетов в финансовом обеспечении потребностей социально-экономического развития.

2. Состав и структура расходов бюджета.

3. Формы и методы бюджетного финансирования.

Расходы государственного бюджета

Расходы государственного бюджета – это расходы государства на общегосударственном уровне, которые необходимы для исполнения государством ее функций. Эти расходы выражают экономические отношения, на основе которых осуществляется использование централизованных средств по направлениям, установленным законом. Направления использования бюджетных расходов обуславливаются целой цепью факторов, основными из которых являются:

· Необходимость содержания государственных учреждений;

· Уровень развития регионов государства;

· Связи расходов из общего государственного бюджета с расходами из местных бюджетов;

· Формы предоставления бюджетных средств;

· Другие факторы, которые могут иметь весомое значение в зависимости от конкретной экономической и политической ситуации в государстве.

Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели – организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Значит, расходы бюджета носят транзитный характер. Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и ссуды.

Бюджетное финансирование строится на конкретных принципах. Прежде всего главной задачей бюджетного финансирования является получение максимального эффекта при минимальных затратах, что требует экономности и эффективности использования средств. Эффективность и экономность использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств. В случае необходимости дополнительного финансирования бюджетополучатель должен ориентироваться на собственные средства или искать дополнительные источники финансирования.

Целевой характер использования расходов предполагает использование ассигнаций по утвержденным направлениям. Если получатель бюджетных средств не выполняет условий, определенных законом (решением) о бюджете, министр финансов Украины, руководитель соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления на любом этапе исполнения бюджета обязан осуществить блокировку расходов, связанных с выполнением определенных условий, впредь до выполнения указанных условий в соответствии с порядком, установленным Кодексом. Нецелевое использование ассигнований может привести к возврату уже использованных средств.

Следующий принцип бюджетного финансирования заключается в выделении средств в меру выполнения производственных показателей, а также с учетом ранее выделенных ассигнований. Для организаций производственной сферы на основе составленных финансовых планов. В социальной сфере с учетом утвержденных смет.

Ассигнования из бюджета выдаются на безвозвратной основе, что означает предоставление средств без условия их обязательного возврата в государственный бюджет.

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во множестве видов расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит от экономической ситуации и общественных приоритетах.

Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.

В зависимости от экономического содержания бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные. Текущие расходы бюджетов – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы. Эти расходы является преобладающей частью расходов во всех звеньях бюджета.

Капитальные расходы бюджетов – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые предприятия, организации и учреждения в соответствии с утвержденной инвестиционной программой. Другими словами, это – средства, предоставляемые на инвестиционные цели, проведение капитального ремонта, расширенное воспроизводство, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно государства, муниципальных образований. В качестве капитальных расходов бюджетов формируется бюджет развития.

Во всех звеньях бюджетной системы текущие расходы являются преобладающей частью.

Классификация расходов. Для более детального понятия роли бюджетных расходов их можно классифицировать по следующим критериям:

Критерий Вид расходов Направления использования
По временному периоду Расходы на развитие Расходы связанные с капитальными затратами на развитие производства
Текущие расходы Расходы связанные с обеспечением текущей деятельности
По фондам финансовых ресурсов Общий фонд Расходы, связанные с финансированием действующей сети учреждений, заведений, социальных программ
Специальный фонд Расходы, связанные с отдельными программами, мероприятиями
По роли в общественном производстве Развитие материального производства Финансирование производственных отраслей народного хозяйства
Развитие нематериальной сферы Финансирование социальной сферы-науки, культуры, социальной защиты населения
За общественным назначением Экономическое развитие  
Социально-культурные мероприятия
Наука и образование
Обороноспособность страны
Правоохранная деятельность
Управление
Внешнеэкономическая деятельность
Обслуживание государственного долга
По целевому назначению Заработная плата  
Начисления на заработную плату
Хозяйственные расходы
Текущий и капитальный ремонт
Дотации
По территории Общегосударственный уровень  
Особые территории
АРК, Киев, Севастополь
Региональный (местный) уровень

Расходы бюджета осуществляются через бюджетное финансирование. При недостаточном поступлении платежей в доходную часть бюджета применяется механизм секвестра, когда пропорционально поступлениямсокращаются расходы. Однако существуют так называемые защищенные статьи. Официальное назначение защищенных статей предусмотрено ст. 55 Бюджетного кодекса. Защищенными статьями расходов бюджета обозначаются статьи объем которых не может изменяться при проведении сокращения утвержденных бюджетных назначений. Перечень защищенных статей дается в законе о госбюджете.

Под бюджетным финансированием понимают определенную систему предоставления средств предприятиям, учреждениям и организациям на исполнение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на соответствующих принципах:

1. Целевой характер бюджетных ассигнований. Бюджетные ассигнования должны использоваться исключительно по назначению. Для учреждений доводятся специальные сметы, где указываются конкретные направления использования бюджетных средств.

2. Получение максимального эффекта при минимуме затрат. Это достигается при оптимальном финансировании заданий как экономического, так и социального развития государства и обратного притока средств от решения этих задач.

3. Безвозвратность бюджетных ассигнований.

4. Безоплатность бюджетных ассигнований. За пользование бюджетными средствами, которые предусмотрены утвержденными в установленном законодательством порядке, или сметами учреждения или организации не уплачивают каких-либо %.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

ü ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

ü средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

ü трансферты населению, т.е. бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством, правовыми актами органов местного самоуправления;

ü ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

ü ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

ü бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);

ü субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

ü инвестиции в уставные капитал действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

ü бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы Украины, государственным внебюджетным фондам;

ü кредиты иностранным государствам;

ü средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Используют следующие формы бюджетного финансирования:

1. «нетто-бюджет». Эта форма характеризуется предоставлением бюджетных средств на очень ограниченный перечень расходов, утвержденный в бюджете.

2. Финансирование по системе «брутто-бюджет». Применяется для предприятий, учреждений и организаций которые полностью финансируются из бюджета. По этой форме финансирования бюджетные ассигнования выделяются на все виды расходов, которые обеспечивают как текущую деятельность, так и расширенное производство, в зависимости от специфики предприятия, учреждения.

Методы бюджетного финансирования:

1. Прямое бюджетное финансирование. Сущность этого метода лежит в предоставлении бюджетных ассигнований, которые обеспечиваются соответствующими источниками поступлений.

2. Трансферты. В случае необеспеченности необходимых расходов соответствующими источниками поступлений или недостаточности этих источников на региональном уровне используются дотации и субвенции.

3. Бюджетные займы. Они занимают промежуточное положение между безвозвратным бюджетным финансированием и займами коммерческих банков. Отличие от бюджетного безвозвратного финансирования находится в том, что этот вид займов предоставляется на условии возврата, но или вообще без %, или по льготным %, которые намного ниже от %, которые применяют коммерческие банки. Предоставление этого вида займов осуществляется на основе распоряжения КМУ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: