Принципы бюджетной системы, как второй элемент бюджетного устройства

В основе построения бюджетной системы лежит совокупность законодательно установленных принципов. Как и вся бюджетная система, так и эти принципы, отражают федеративное устройство РФ в сочетании с самостоятельностью местного самоуправления.

Принципами бюджетной системы называют основные начала существования функционирования и осуществления взаимосвязи между различными уровнями бюджетной системы.

Принципы: строятся на основе конституционных принципов, но имеют особое назначение:

· принцип единства бюджетной системы. Предусматривает общие единые основы построения бюджетной системы. Опирается на конституционный принцип единства территорий и принцип единства экономического пространства. Единство бюджетной системы основано на взаимосвязи всех элементов бюджетной системы, а эта взаимосвязь достигается путем использования регулирующих источников доходов и гарантируется единой социально-экономической политикой государства. Этот принцип предусматривает: 1. единство бюджетного законодательства, который строится и основывается на едином источнике – Бюджетном кодексе. 2. предусматривает единство бюджетной классификации, то есть классификации доходов и расходов всех уровней. Следует и единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, единый порядок формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней. Единый порядок ведения бюджетного учета и отчетности. Единство санкций за нарушение бюджетного законодательства и единый порядок привлечения бюджетной ответственности (относится и к самим бюджетам, единый порядок взыскания на средства бюджетов всех уровней, а не только к субъектам). Вертикальный принцип.

· Горизонтальный – принцип самостоятельности, он дополняет принцип единства. Означает: 1. право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать налоги и сборы, которые подлежат зачислению в соответствующий бюджет. Такое право находит свое развитие в законодательстве о налогах и сборах. 2. Право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направление расходования бюджетных средств. Но ограничивается – полномочиями, компетенцией, функциями этих органов. Исключение: ОГВ и ОМСУ не в праве самостоятельно определять формы расходования бюджетных средств, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет форм межбюджетного финансирования. 3. Появляется право и обязанность соответствующих органов самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующего бюджета и обеспечивать эффективность использования бюджетных средств. Существуют две формы дисбаланса: дефицит и профицит бюджета. 4. Право и обязанность соответствующих органов - самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, т.е. процесс составления, утверждения, рассмотрения и исполнения бюджета, а также контроль. 5. Запреты, которые обеспечивают самостоятельность каждого уровню системы: 1) устанавливать расходные обязательства, подлежащие исполнению за счет средств других бюджетов, за счет средств двух и более бюджетов, консолидированного бюджета, либо устанавливать расходные обязательства без определения бюджета. Каждый ОГВ и ОМСУ должен определить источник финансирования данного расходного обязательства 2) Этот принцип также запрещает вводить в действие в течение финансового года каких либо решений или изменений бюджетного законодательства или изменений законодательства о налогах и сборах, которые приводят к увеличению расходов или к снижению доходов любого бюджета других уровней бюджетной системы без установления в законах о бюджетах компенсации увеличения расходов или снижения доходов. 3). Запрещается изъятие в течение финансового года дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения соответствующего бюджета.

· Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и МО. Означает наделение бюджетными полномочиями ОГВ, ОМСУ, установление исполнения расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов, определение объема форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствие с едиными принципами и требованиями, которые установлены в бюджетном законодательстве.

· Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней. Означает закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов и расходов, источников финансирования бюджета за соответствующим уровнем бюджетной системы, а также определение полномочий органов по формированию доходов, расходов и источников финансирования бюджетов. Доходы закрепляются бюджетным и налоговым законодательством. Расходы – бюджетным законодательством на основе полномочий и предметов ведения. Кроме этого, законами о бюджетах могут устанавливаться межбюджетные трансферты для нижестоящих бюджетов, как в части финансирования дефицита бюджета, так и в части финансирования отдельных государственных полномочий.

· Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета. Означает обязательное отражение бюджета в полном объеме всех видов доходов и расходов, иных обязательных платежей, определенных налоговым и бюджетным законодательством. В целях реализации государством предусмотрена бюджетная классификация, документ в котором установлены все возможные источники. Кроме этого все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет средств соответствующего бюджета. В этом и проявляется финансовый план государства.

· Принцип сбалансированности. Этот принцип означает, что при составлении рассмотрении бюджетов соответствующие органы должны исходить из необходимости минимизации дефицита бюджета, а объем расходов должен соответствовать суммарному объему доходов и поступлению из источников финансирования дефицита бюджета.

· Принцип общего совокупного покрытия расходов. Означает, что запрещается привязывать определенные расходы к определенным доходам бюджетов или к определенным источникам финансирования дефицитов бюджета. Ряд исключений: возможна привязка: 1. субвенции и субсидии, которые получены из иных бюджетов, так как они имеют целевой характер. 2. к средствам целевых иностранных кредитов. 3. к добровольным пожертвованиям граждан, иных добровольных взносах, или средства самообложения граждан. 4. средства государственных социальных внебюджетных фондов.

· Принцип результативности и эффективности использования денежных средств.

· Принцип прозрачности и открытости. До 2007 г. это был принцип гласности.

· Принцип достоверности. Этот принцип означает необходимость надежности показателей прогноза социально-экономического развития и реалистичности расчета доходов и расходов бюджета. Бюджет составляется исходя из реальных затрат государства, которые предусмотрены по выполнению им функций обороны образования здравоохранения. В среднем каждый параметр известен. Происходит также и прогнозирование – цены на нефть золото зерно. Так же предстоящие крупные расходы.

· Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Все средства должны предоставляться конкретным получателям и на конкретные цели.

· Принцип подведомственности расходов бюджетов.

· Принцип единства кассы. Означает, что все средства бюджета зачисляются на единый счет бюджета, а все выплаты производятся с этого же единого счета.

БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО, БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ.

Бюджетная классификация представляет собой группировку доходов, расходов и источника финансирования дефицита бюджета. Бюджетная классификация используется для составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности, а также, в целях обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней. БК устанавливает

Ø основы бюджетной классификации, общий порядок ее применения в отношении всех бюджетов бюджетной системы.

Ø Разграничение компетенции по установлению и применению бюджетной классификации, ее состав.

Ø Виды используемых кодов доходов, расходов и источников финансирования

Ø Группы, подгруппы и виды доходов и источников финансирования видов бюджета

Ø Разделы, подразделы и виды расходов

Ø Группы, статьи и виды операций секторы государственного управления.

Особыми полномочиями при регулировании отношений имеет Минфин РФ. Оно устанавливает единую методологию, определяет назначение, структуру кодов, и присваивает коды составным частям бюджетной классификации. Приказ Минфина от 30.12.2009 №150Н. этот приказ действует в редакции от 31.08.2010г. «об утверждении указания о порядке применения бюджетной классификации».

В соответствии с БК существует 4 вида бюджетной классификации.

1. классификация доходов

2. классификация расходов

3 классификация источников финансирования дефицита бюджета

4. классификация операций сектора государственного управления.

1. Классификация доходов - это группировка доходных источников бюджета всех уровней, основанная на законодательных актах РФ, которая определяет источники формирования доходов в бюджет. Классификация доходов состоит:

- из перечня и кодов главных администраторов поступления доходов в бюджет;

- из видов доходов, которые разделены на группы, подгруппы, статьи и т.д.;

- операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджета.

Администратор доходов – ОГВ, ОМС, органы местной администрации, органы управления государственными внебюджетными фондами, ЦБ, а также бюджетные учреждения, которые осуществляют в соответствии с законодательством контроль за уплатой, начислением, учетом, взысканием платежей, пеней и штрафов, которые являются доходами бюджета, бюджетной системы. Минфином ему присваивается код.

Группы и подгруппы доходов являются едиными для всех бюджетов в бюджетной системе. Выделяют 2 группы:

a. налоговые и неналоговые доходы. К подгруппам относятся налоги, сборы, иные обязательные платежи и неналоговые доходы, установленные законодательством. Каждый налог, сбор образует соответствующую подгруппу. Например, налог на прибыль, налог на имущество, налоги, сборы за пользование природными ресурсами. Пример неналоговых - административные платежи и сборы.

b. Безвозмездные поступления. Подгруппы - конкретные виды доходов. К ним относятся безвозмездные поступления от других бюджетных систем, от гос и муниципальных организаций и т.д.

Элемент доходов. Устанавливается в зависимости от полномочий по установлению и регулированию налогов и сборов и иных обязательных платежей и других доходов, а также в зависимости от наличия прав требования к плательщику по неналоговым доходам и безвозмездным поступлениям. Всего элементов 11. это:

  1. федеральный бюджет
  2. бюджет субъекта
  3. бюджет муниципального округа
  4. бюджет МО
  5. бюджет внутригородских МО
  6. бюджет ГП и СП
  7. бюджет ПФ РФ
  8. бюджет фонда социального страхования
  9. бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования
  10. все внебюджетные фонды
  11. дорожные фонды.

000 1 08 02020 01 0000 110 присвоен доходу в виде государственной пошлины по делам, которые рассматриваются КС и УС Субъектов РФ. Первые 3 цифры - код главного администратора доходов. Перечень дан в законе о бюджете соответствующего уровня.

След цифра (1)- указывает на группу доходов. 1 группа – налоговые и неналоговые доходы.

Третья цифра (08) – подгруппа дохода. Государственная пошлина.

След цифры (02020) – указывает на статью в подгруппе. Этот код для государственной пошлины по делам, рассматриваемым К\УС субъектов

След цифра (01) – указывает на элемент дохода. 01 – федеральный бюджет.

След цифра (0000) – подвид дохода. Детализация его осуществляется ОГВ РФ, ОГВ Субъектов и ОМС. Т.к. это доход зачисляется в бюджет субъекта, код подвида устанавливается финансовым органом субъекта.

Последняя цифра (110) – код из классификации операции сектора гос управления, относящихся к доходам бюджета. Налоговые доходы.

2. Классификация расходов бюджета. Это группировка расходов бюджетов всех уровней, которая отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и МСУ основных функций и решения соц.-экономических задач.

Классификация расходов состоит из:

Ø кода главного распорядителя бюджетных средств, кода раздела, подраздела целевой статьи и вида, кода классификации операции сектора гос управления.

Перечень главных распорядителей средств бюджета устанавливается законом или решением о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов. Главный распорядитель бюджетных средств – это ОГВ, орган по управлению внебюджетным фондом, ОМС, или орган местной администрации, а также наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры, указанные в ведомственной структуре расходов, которые имеют право распределять бюджетные ассигнования или виды бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.

Ø Классификация состоит из 11 разделов. Каждый отражает наличие средств на выполнение функций государства. Разделы делятся на подразделы, в которых конкретизируются эти функции. Они являются едиными для всех бюджетов РФ.

- общегосударственные вопросы

- национальная оборона

- национальная безопасность и правоохранительная деятельность

- национальная экономика

-жилищно-коммунальное хозяйство

- образование

-культура, кинематограф, СМИ

- здравоохранение, физкультура и спорт

- охрана окр среды

- соц политика

- межбюджетные трансферты

3 раздел состоит из 14 подразделов и предусматривает средства на обеспечение деятельности Прокуратуры, ФСБ, органов по контролю за оборотом наркотических средств, внутренние войска, системы исполнения наказания. Каждый раздел имеет 4х-значный код, последние 2 цифры – это подраздел данного раздела.

В пределах подразделов и расходы по подразделам детализируются целевыми статьями, перечень утв. Приказом Минфина РФ, а для субъектов РФ и МО формируется и утверждается финансовым органом МО или Субъекта. Помимо целевых статей, детализируются видами расходов.

3. Классификация источников финансирования бюджета. Это группировка источников финансирования бюджета, которая утверждается для всех уровней бюджетной системы, в том числе для бюджетов гос и внебюджетных фондов. Состоит из главного администратора источника финансирования дефицита бюджета, из групп, подгрупп, статей и видов источников, из кода или ссылки на операции сектора. Главный администратор определяется законом или решением о соответствующем бюджете. Группы и подгруппы источников устанавливаются бюджетным законодательством и являются единимы для всей бюджетной системы. Существует 2 группы источников финансирования:

- источники внутреннего финансирования

- внешнего

Группы разделены на подгруппы. К подгруппам относятся для внутренних:

- гос и ценные бумаги, выпущенные в валюте РФ

- кредиты кредитных организаций

- бюджетные кредиты из других уровней бюджетной системы

- кредиты международных финансовых организаций также в валюте РФ

- иные источники.

Для Внешних:

- гос бумаги в иностранной валюте

-кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций и других субъектов международного права

- иные источники.

Статьи и виды источников утверждаются законами и решениями о соответствующем бюджете и источниками финансирования его дефицита.

Разделы и подразделы единые, а статьи и виды источников утверждаются при принятии соответствующего бюджета.

  1. Классификация операций сектора гос управления. Это группировка операций, которая осуществляется в секторе гос управления в зависимости от их экономического содержания. Состоит из кода, группы, статьи, подстатьи каждой операции. Группы и статьи являются едиными для всех бюджетов, бюджетное законодательство выделяет 8 групп:

1. доходы

2. расходы

3. поступление нефинансовых активов

4. выбытие нефинансовых активов

5. поступление финансовых активов

6. выбытие финансовых активов

7. увеличение финансовых обязательств

8. уменьшение финансовых обязательств

каждый из разделов состоит из статей. Перечень подстатей устанавливается Минфином в соответствующих указаниях. Доходы – доходы от операций с активами – имеет 3 подстатьи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: