Понятие и сущность двойной записи

По своей экономической природе любая хозяйственная операция обязательно обладает двойственностью и взаимностью. Для сохранения этих свойств и контроля за записями хозяйственных операций на счетах в бухгалтерском учёте используется способ двойной записи.

Двойная запись представляет собой запись, в результате которой каждая хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учёта дважды: в дебете одного счёта и одновременно в кредите другого взаимосвязанного с ним счёта в одной и той же сумме.

Взаимосвязь между дебетом одного и кредитом другого счета, в результате двойной записи на них хозяйственных операции, называется корреспонденцией счетов. Счета, между которыми такая взаимосвязь возникла, называются корреспондирующими. Обозначение корреспонденции счетов, то есть наименования дебетуемых и кредитуемых счетов с указанием суммы по данной операции называется бухгалтерской записью (проводкой).

Для составления двойной записи необходимо ответить на следующие вопросы: 1) какие счета затрагивает эта операция; 2) какие это счета по отношению к балансу - активные или пассивные; 3) как изменяется сальдо каждого счета - увеличивается или уменьшается; 4) к какому из четырёх возможных типов изменения относится данная хозяйственная операция; 5) где происходит изменение: по дебету или по кредиту; 6) определить наименование дебетуемого и кредитуемого счетов; 7) записывается проводка.

При написании бухгалтерских проводок первым всегда указывается дебетуемый счет, затем кредитуемый и, наконец, сумма с указанием единиц измерения.

Бухгалтерские проводки по количеству затрагиваемых ими счетов подразделяются на простые и сложные. Простыми принято называть такие бухгалтерские проводки, в которых корреспондируют только два счета – один по дебету, а другой по кредиту. Сложными называются проводки, в которых один счет по дебету корреспондирует с несколькими счетами по кредиту или наоборот. Как правило, одну сложную запись можно представить в виде нескольких простых записей.

Пример 4.3. Получено из банка в кассу предприятия 1 300 рублей. Разбор операции представлен в табл. 4.3.

Таблица 4.3

Разбор операции: получено из банка в кассу предприятия 1 300 рублей

№ п/п Поставленный вопрос Ответ на поставленный вопрос
1. Какие счета затрагивает эта операция? «Расчётные счета» «Касса»
2. Какие это счета по отношению к балансу: активные или пассивные? Активный Активный
3. Как изменяется сальдо каждого счета? - 1 300 руб. + 1 300 руб.
4. Тип изменения? Первый: Актив +Х – Х = Пассив
5. Где происходит изменение: по дебету или по кредиту? Кредит Дебет

По содержанию видно, что в данной операции принимают участие два счёта: 50 «Касса» - активный – отражает наличие денежных средств в кассе и 51 «Расчётные счета» - активный – отражает наличие свободных денежных средств на расчётном счёте в банке. При этом денежные средства по счёту 51 «Расчетные счета» уменьшились, а по счёту 50 «Касса» увеличились на одну и ту же сумму – 1 300 рублей. Следовательно, данная операция относится к первому типу изменения. Согласно структуре активного счёта уменьшение по счёту 51 «Расчётные счета» происходит в кредите, а увеличение по счёту 50 «Касса» – по дебету.

Таким образом, бухгалтерская проводка будет иметь вид:

  Дт   «Касса» 1 300,00 руб.
  Кт   «Расчётные счета» 1 300,00 руб.
             

Схематически двойная запись будет выглядеть так:

Д-т Сч. 50 «Касса» К-т   Д-т Сч.51 «Расчётные счета» К-т
Сн - 1 000,00 1) 1 300,00     Сн- 500 000,00   1) 1 300,00
         
                 

Пример 4.4. С расчетного счета перечислены денежные средства в погашение задолженности: поставщикам в сумме 600 000 рублей; банку по краткосрочному кредиту – 300 000 рублей; перед бюджетом по налогу на прибыль – 250 000 рублей. Итого: 1 150 000 руб.

Бухгалтерская запись будет иметь следующий вид:

  Дт   «Расчётные счета» 600 000 руб.
  Дт   «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» 300 000 руб.
  Дт   «Расчеты по налогам и сборам» 250 000 руб.
  Кт   «Расчётные счета» 1 150 000 руб.
             

Эту сложную запись можно представить в виде трех простых записей:

1. Дт   «Расчётные счета» 600 000 руб.
  Кт   «Расчётные счета» 600 000 руб.
2. Дт   «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» 300 000 руб.
  Кт   «Расчётные счета» 300 000 руб.
3. Дт   «Расчеты по налогам и сборам» 250 000 руб.
  Кт   «Расчётные счета» 250 000 руб.
             

При составлении сложных записей следует иметь в виду, что правильной является такая проводка, в которой корреспонденция счетов выражена ясно. Поэтому нельзя составлять такие бухгалтерские записи, где одновременно затрагиваются несколько дебетуемых и кредитуемых счетов.

Для контроля за полнотой отражения всех хозяйственных операций бухгалтерские записи регистрируют в последовательности их совершения с целью обеспечить сплошной характер учета. Такое их отражение носит название хронологическая запись. Она ведется в журнале учета хозяйственных операций.

Запись хозяйственных операций по определенной системе с определенными признаками группировки называются систематическими записями. Данная запись ведется на аналитических и синтетических счетах бухгалтерского учета.

Хронологические и систематические записи могут осуществляться раздельно и вместе. В первом случае записи о хозяйственных операциях производят вначале в регистрационном журнале в хронологической последовательности их совершения, а затем в систематическом порядке на счетах бухгалтерского учета. Во втором случае записи производят в одном комбинированном учетном регистре. При этом сокращаются и упрощаются учетные записи, особенно при использовании средств современной вычислительной техники.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: