Система позволяет предприятию осуществлять взаимодействие с поставщиками непосредственно со своего Интернет-сайта (т.е. все контакты и коммерческие предложения по поводу закупок проходят в электронной форме). Данная система предоставляет возможности глобальных контактов: глобальных публикаций потребностей в материально-технических ресурсах, глобального поиска поставщиков, глобальной организации тендеров, а также предоставляет множество сопутствующих сервисов (например, направление постоянным поставщикам уведомления о планах пополнений производственных запасов). При этом в автоматизированном режиме выполняются следующие функции:
o Менеджерами отдела снабжения генерируются заявки на закупку материалов, сырья, комплектующих для производства; запчастей и услуг для оборудования; офисных принадлежностей и т.д.;
o Просматриваются поступающие заявки, которые по мере необходимости отвергаются, одобряются или корректируются руководителем снабжения;
o Руководителем отдела снабжения санкционируются платежи выбранным по результатам тендера[1] или выбранным по другим процедурам поставщикам;
|
|
o В Интернете публикуется информация о потребностях компании, планируемых тендерах + эта информация рассылается всем зарегистрированным поставщикам, т.е. менеджер, отвечающий за организацию процесса закупок, применяет своего рода систему глобального оповещения;
o Анализируется информация от поставщиков, менеджер, отвечающий за организацию процесса закупок, на основе результатов аналитики выбирает приемлемые варианты по заранее установленным критериям (цена, условия поставок, репутация поставщика и проч.);
o Проводятся торги на закупку, эту процедуру в общем виде мы рассматривали чуть раньше. Организация таких торгов опять же функция менеджера по закупкам.
Основные элементы системы управления закупками:
o база данных зарегистрированных поставщиков;
o единый каталог продукции поставщиков;
o система электронного документооборота, использующая алгоритмы ЭЦП;
o система тендерных торгов;
o система совместных закупок [2];
o платежная система
o система кредитования и страхования сделок;
o система управления логистикой;
o модуль интеграции с различными учетными системами поставщика и покупателя;
o система безопасности данных.
Такие системы электронного снабжения позволяют работать как с внешними каталогами и электронными торговыми площадками, так и с внутренними базами каталогов предприятия. Если речь идее о крупном, территориально распределенном предприятии – корпоративные системы закупки являются самым эффективным средством централизованных закупок. Поскольку ликвидируется принцип “кто в лес, кто по дрова”, интеграция позволяет оптимизировать закупочную стратегию предприятия.
|
|
Положительные эффекты при использовании электронных систем управления закупками:
o Снижение расходов на организацию закупок на предприятии. По оценкам аналитиков американской компании AMR Research, стоимость обработки и выполнения заказов составляет 70-90% всей стоимости закупки. При этом использование электронных систем управления закупками позволяет снизить расходы на закупку на 5-50%. Например, Ford Motor Company при проведении закупок через электронную систему снабжения сократила расходы на обработку одного заказа с 300 до 15 долл., что позволило в 2001 году сэкономить на закупке материалов около 350 млн. долл.
o Существенное повышение уровня контроля над закупками. Процесс снабжения предприятия всегда достаточно трудно регламентировать и контролировать. Здесь существует очень много “лазеек” дающих возможность для злоупотреблений сотрудникам, занятым в организации и регулировании процесса снабжения. При автоматизации процесса – управление закупками становится прозрачным, возможность злоупотреблений резко снижается. Скажем, с помощью электронных систем управления закупками руководитель предприятия может достаточно легко отследить нечистоплотных работников, которые в ущерб предприятию продолжают закупать продукцию по высоким ценам у сложившихся партнеров.
o Существенное увеличение выбора закупаемых товаров.
o Значительное повышение производительности труда менеджеров-снабженцев. Как правило, менеджер работающий по традиционной схеме, способен осуществить не более 20 содержательных телефонных звонков в день. С помощью электронной системы он получает возможность размещать или рассылать предложения о закупке тысячам поставщиков одновременно, изучать поступившие от них встречные предложения и выбирать оптимальные для предприятия условия поставки.