Отраслевые (вертикальные) электронные торговые площадки (eMarketplace)

Отраслевая (вертикальная) электронная торговая площадкарыночное пространство, созданное средствами электронных телекоммуникаций и предназначенное для сделок купли-продажи товаров определенной отраслевой принадлежности.

Как видно из определения основное назначение электронной торговой площадки – торговля определенными товарами/услугами в рамках определенной индустрии.

Например, предприятия трубной отрасли РФ, создали электронную торговую площадку e-Metex.

Электронная торговая площадка Medprom.ru – ориентированна на предприятия медицинской отрасли. Здесь осуществяляется покупка-продажа медоборудования, изделий медицинского назначения и т.п. (все изделия представленные в каталоге площадки покрывают более 80% всей номенклатуры мед. Изделий производимых в России и странах ближнего зарубежья).

Информационно-аналитическая и торгово-операционная система «Рынок продукции, услуг и технологий для электроэнергетики» b2b-energo.ru

Gvozdik.ru – строительная торговая площадка.

ИНФОРМАЦИОННО-ТОРГОВАЯ СЕТЬ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА - Lesprom Network.

Информационно-аналитический центр кондитерской промышленности - conditer.ru

и т.д.

Вертикальные отраслевые торговые сообщества, объединяющие покупателей и продавцов в определенной индустрии, реализуют несколько бизнес-моделей или форм торговли, наиболее распространенные:

o бизнес-модель электронного каталога

Электронный каталог продукции это некая многотабличная БД, с пользовательским интерфейсом реализованным в виде структурированного классификатора продукции в форме дерева, ветвями которого являются товарные группы, а листьями – конкретные товары со всеми характеристиками.

Эта модель наиболее подходит для отраслей, характеризующихся большой разнородностью и многочисленностью продавцов и покупателей, осуществляющих сделки с относительно недорогими товарами, спрос на которые достаточно предсказуем. Большинство продаж осуществляется известными поставщиками по заранее определенным правилам. При этом цены фиксируются продавцами (т.е. отсутствуют процедуры согласования цен, характерные для других форм торговли). Покупатели могут использовать мощные поисковые возможности электронных каталогов, сравнивая товары по разным параметрам (цена, условия поставки, гарантии, сопутствующее обслуживание и т.д.)

o бизнес-модель Интернет-аукциона

Торговая площадка в сети Интернет отличающаяся отпредыдущей модели тем, что цены на ней устанавливаются во время публичных открытых торгов на основании спроса-предложения. Эта модель применяется в случаях, когда нестандартные, уникальные скоропортящиеся товары/услуги продаются/покупаются компаниями, имеющими разный подход к определению стоимости товара. В эту группу попадают редкие товары, капитальное оборудование, складские остатки, товары бывшие в употреблении и т.д.

o бизнес модель электронной биржи

Электронная биржа – электронное рыночное пространство, в рамках которого формируются оптовые рынки товаров, сырья, продукции, ценных бумаг, валюты и др., где цена устанавливается в процессе торгов на основании спроса и предложения. Операции купли-продажи осуществляются пользователями с помощью абонентских систем – прикладных программ, включенных в биржевую электронную сеть и именуемых электронными брокерами.

Эта модель наиболее подходит для рынков где спрос и цены нестабильны (позволяет участникам рынка оперативно реагировать на изменения конъюнктуры), для торговли стандартизированной продукцией, типовыми товарами с достаточно узкой номенклатурой в каждой товарной группе (нефтепродукты, химикаты).

Для всех бизнес-моделей отраслевых электронных площадок характерна не только и не столько ориентация на продажу информации, сколько ориентация на организацию профессиональных сообществ, а следовательно необходимо предоставление полного спектра сопутствующего информационного обеспечения по отраслевому принципу и ориентация на организацию цивилизованного рыночного пространства, включающего обеспечение гарантий выполнения всех обязательств сторон по заключаемым на площадке сделкам. На этих двух моментах и остановимся подробнее.

Ключевым фактором исполнения заключенной на электронной торговой площадке сделки становится предоставление участникам гарантий. К схемам получения гарантий исполнения сделок относят:

o использование в рамках торговой площадки одного банка в качестве расчетного. Т.е. обязательным условием участия в торговой системе может быть открытие расчетного счета в уполномоченном банке данной электронной торговой площадки. Тогда сделки, совершаемые на площадке, сопровождаются банковскими гарантиями. Минусом является географическая ограниченность такой схемы, для преодоления которой необходимо привлечение крупного банка с разветвленной сетью филиалов.

o внесение в расчетную систему электронной торговой площадки залога для обеспечения будущих или текущих сделок. Модель, характерная для работы электронных бирж. Например, в рамках приведенной в пример ранее торговой площадки e-Metex, достоверность информации и гарантия сделок обеспечивается тем, что в базу данных площадки включается только обеспеченные заявки и предложения от изготовителей и продавцов с гарантийным взносом в размере 5% от возможной сделки. Основной недостаток этой схемы – отвлечение из оборота значительных средств.

o привлечение банков из числа собственных клиентов к подбору, проверке и допуску участников к работе на торговой площадке. Яркий пример такого механизма – Центр финансовых технологий и торговая площадка Faktura.ru.

Повторимся – такие площадки прежде всего организация профессиональных сообществ. Соответственно на порталах организуются не только торги. Современная вертикальная электронная торговая площадка предлагает практически всю информацию о положении дел в отрасли (продукция, поставщики, потребители, новости и события отрасли, отраслевые нормативные документы и т.д.) и предоставляет услуги по анализу этой информации (мониторинг деловой активности на торговой площадке и составления самых разнообразных отчетов, позволяющих участникам анализировать ситуацию на рынке, выявлять новые тенденции, оперативно отвечать на новые потребности клиентов).

Большинство площадок предлагает участникам дополнительные сервисы. Например, энергетическая площадка (http://www.b2b-energo.ru) предлагает участникам услуги по страхованию сделок, услуги перевода документации на разные языки мира; партнерские программы для осуществления сделок; бесплатную демо – версию (для освоения сновных приемов работы с площадкой); кадровый обмен специалистами и т.д.

Уже упоминавшаяся кондитерская площадка (www.conditer.ru) организует обучающие семинары и мастер классы

 Мастер-класс: "Торты, пирожные и десерты"

 Семинар "Современное производство полуфабрикатов и кондитерских изделий на основе фруктового сырья, студне- и пенообразователей"

 Семинар "Новое сырье для кондитерских изделий"

 Семинар "Современное производство конфет и ириса."

 Семинар "Современное производство карамели."

 Семинар "Современное производство шоколада."

 Семинар "Современное производство печенья и пряников на предприятиях малой мощности."

Некоторые площадки предлагают участникам совершенно нетривиальные сервисы. Например, пользователи вертикальной торговой площадки “Зерно Он-Лайн” (www.zol.ru) за дополнительную плату могут подключиться к системе слежения за движением вагонов с зерном, которая несколько раз в день предоставляет им информацию о положении вагонов на пути от станции отправления к станции назначения. В любой момент можно осуществить поиск вагонов, не прибывших вовремя в пункт назначения, а также установить местонахождение отправленного груза.

Помимо информационно-аналитических услуг участники торговой площадки могут получать бизнес-услуги, сервисное обслуживание, обязательно поддерживается оказание транзакционных услуг. Практически весь перечень услуг, которые торговая площадка может предоставлять своим участникам может быть отражен при описании ее структуры:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: