Фазы работоспособности

Основным средством предупреж­дения случаев засыпания за рулем является организация рационального режима труда и отдыха водителей.

Работоспособность человека в процессе его трудовой деятельности не является постоянной, она имеет четко выраженные фазы в течение рабочего дня:

1) Первая фаза характеризуется нарастающей работоспособностью. Этот период вхождения в работу, продолжается 1-1,5часа, после чего устанавливается необходимый для данной работы уро­вень работоспособности. Длительность этого периода может ко­лебаться в зависимости от условий работы, состоя­ния, индивидуальных особенностей человека. Скорость, а в ряде случаев и точность действий человека в этой фазе снижены.

Именно этим объяс­няется большее количество ДТП, связанных с ошибками водителей в на­чале рабочего дня, чем в последующие 2-3 часа.

2) Вторая фаза - устойчивой работоспособности - характеризуется достаточно высокой работоспособностью. В этот период максимальныйрезультат достигается при минимальной затрате энергии. Продолжитель­ность второй фазы составляет 2- 2,5 часа.

3) Третья фаза характеризуется снижением работоспособности вслед­ствие утомления, которое приостанавливается перерывом на обед. Чем больше времени проходит от начала третьей фазы до перерыва на отдых, тем более вероятны ошибки водителя.

После перерыва на обед время фазы вхождения в работу (1-й) уменьшается, что объясняется вхождением в работу до перерыва. Уменьшается также вре­мя устойчивой работоспособности, так как сказывается утомление до перерыва. Для труда водителей характерна трудность вхождения в рабо­ту, что увеличивает время фазы врабатывания. Это особенно заметно у водителей автобусов и большегрузных автомобилей. В результате они в этот период переоценивают свои возможности, что может быть причи­ной ошибок и рискованных действий, создающих угрозу для безопасно­сти дорожного движения.

Уровень работоспособности изменяется и в течение недели. На кри­вой работоспособности по дням недели можно отметить, что стадия врабатывания, характеризующаяся нарастающей работоспособностью, при­ходится на понедельник, стадия высокой работоспособности - на втор­ник, среду, четверг, а стадия сниженной работоспособности - на пятницу и субботу.

Скорость развития утомления зависит от состояния водителя, в ко­тором он выехал в рейс.

Если перед этим он не выспался или выполнял тяжелую работу, то утомление и сонливость за рулем могут возникнуть значительно раньше. Установлено, что при шестичасовой продолжитель­ности сна перед сменой сонливость отмечали 44 % водителей, семичасо­вой - 29,2 %, восьмичасовой - лишь 16,2 %.

Для полного восстановления работо­способности необходимо, чтобы продолжительность ночного сна была примерно равна продолжительности работы днем.

Эта закономерность особенно характерна для тяжелого труда, в том числе и для работы води­теля, поэтому можно рекомендовать водителям семичасовой сон после 7 часов работы, десятичасовой сон после 10 часов и т. д.

Правилами дорожного движения водителю запрещается управлять транспортным средством при такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения. Однако водителю трудно оценить степень утомления, при которой не следует управлять автомобилем, так как проявления утомления и возникновение чувства усталости могут не совпадать по времени. Иногда водитель не ощущает усталости, и утомление может проявиться внезапно в резком снижении работоспо­собности или в сонливости за рулем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: