Переутомление

Утомление во время работы - это нормальный физиологический процесс. Нарушения, которые при этом возникают, обычно после ночно­го отдыха проходят, и работоспособность полностью восстанавливается.

Но если человек в течение продолжительного времени выполняет тяжелую работу, при этом ночью систематически недосыпает, у него разви­вается состояние, которое называется переутомлением.

Переутомление возникает как хроническое последствие нагрузки, когда утомление от предыдущего дня не проходит и накапливается.

Обычно даже после тяжелой работы, если человек хорошо выспался, он чувствует себя бодрым, отдохнувшим и не испытывает никаких неприят­ных ощущений. При переутомлении ночной сон не снимет чувства уста­лости. Кроме того, возникает вялость, общая слабость, головная боль, боль в области сердца и другие неприятные ощущения, пропадает аппе­тит, появляется сонливость днем и бессонница ночью. В таком состоянии требуется большое волевое усилие, чтобы хорошо выполнять даже лю­бимую работу.

На автомобильном транспорте встречаются аварии, вызванные различ­ными состояниями, подобными заторможенному состоянию высшей нерв­ной деятельности по И. П. Павлову, причины которых иногда трудно объ­яснить точно. Чаще всего говорят об опасном состоянии утомления, сла­бости, сонливости и засыпании при вождении. Чаще всего «заторможенное состояние» и связанные с ним последствия возникают на прямых участках дорог. Этот факт позволяет отчасти разобраться в таком парадоксальном явлении, что на хорошо видимые ровные участки дорог приходится мак­симум несчастных случаев, в отличие от меньшего количества несчастных случаев на поворотах и перекрестках. Здесь, действительно, может идти речь, скорее, о «заторможенности», чем об утомлении в понимании И. П. Павлова.

«Заторможенное состояние» при управлении автомобилем может на­ступить вследствие нервного истощения и утомления при очень продол­жительном движении; утомительной работы, предшествовавшей поездке; недостаточного отдыха перед поездкой; монотонности движения; большо­го количества еды; прилива крови к органам пищеварения и отлива от моз­га; неблагоприятной температуры в кабине; недостатка свежего воздуха; проникновения углекислого газа из работающего двигателя.

Гипнотическое состояние, «ступор», состояние завороженности, очаро­вания или оцепенения, является одним из факторов, который может при­вести к аварии. Это такое состояние, когда водитель не реагирует соответ­ствующим образом на совершенно определенные импульсы, хотя для этого имеются все возможности и известно, что нужно делать. При гипнотиче­ском воздействии продолжительных монотонных импульсов происходит, особенно в случае слабого типа высшей нервной деятельности, быстрое истощение клеток коры головного мозга и возникновение явлений заторможенности. При некоторых сердечно-сосудистых и прочих заболеваниях может произойти внезапная потеря сознания.

Имеются водители, склонные после ночного отдыха к «сонному опь­янению», что можно объяснить как сохранение частичного торможения высшей нервной деятельности. «Сонное опьянение» - это продолжение сонной «заторможенности» после пробуждения. Лица, страдающие «сонным опьянением», ряд действий после сна выполняют без психиче­ского контроля. Некоторые функции все еще бездействуют (главным об­разом, активное внимание при мышлении), некоторые уже действуют (люди встают, умываются, едят и т. п.). В непредусмотренных ситуациях они не могут действовать должным образом, это состояние через раз­личные промежутки времени заменяется обычным состоянием бодрст­вования.

Амнезия представляется как состояние, когда водитель испытывает определенный спад внимания и проезжает в этом состоянии значительное количество километров, что совершенно не запечатлевается в памяти. Та­кое состояние заканчивается субъективным переживанием, «резким прояс­нением сознания».

Аварийные ситуации вследствие засыпания, зрительные обманы и ам­незия чаще случаются на ровных участках дорог, чем на участках с пово­ротами.

При появлении признаков переутомления нужно немедленно обра­титься к врачу. На начальном этапе переутомления кратковременный отдых и лечение могут быстро восстановить нормальное состояние. В запущенных случаях, если человек в таком состоянии будет продол­жать выполнять непосильную работу, может развиться нервное заболева­ние - невроз, которое требует длительного лечения. Управление автомо­билем водителями в состоянии переутомления создает серьезную угрозу для безопасности дорожного движения.

Нагрузки, вызывающие переутомление могут быть следующего характера:

1) продолжение работы после 8 часов труда;

2) недосыпание и нагрузка на водителя перед началом работы;

3) управление автомобилем в ночное время;

4) отлив крови от мозга и прилив к органам питания в послеобеденный период, т.е. между 12 и 15 ч;

5) неподходящий микроклимат кабины;

6) неправильное освещение дороги;

7) употребление водителем алкоголя;

8) однообразие движения.

Для профилактики переутомления большое значение имеет рацио­нальный режим труда и отдыха, т. е. такая организация трудовой дея­тельности, которая обеспечивает сохранение достаточно высокой работо­способности в течение рабочей смены, недели, месяца и года. Продолжи­тельность ежедневной работы (смены) водителей при шестидневной ра­бочей неделе не должна превышать 7 часов. Продолжительность рабочей недели должна быть 41 час. Накануне выходных, в предпраздничные дни и при работе ночью продолжительность смены должна сокращаться на 1 час. Ночным считается время с 22 до 6 часов утра.

Однако ввиду того, что в некоторых автотранспортных предприяти­ях трудно, а иногда и невозможно организовать ежедневную семичасо­вую работу водителей, продолжительность смены может быть увеличена, но не более чем до 10 часов. Так как работоспособность водителей сни­жается при продолжительности работы более 7 часов, а количество ДТП по этой причине увеличивается, продолжительность рабочего времени более 7 часов должна быть исключением, а не правилом.

В случаях, когда продолжительность работы водителя превышает 12 часов, а это имеет место при дальних междугородных перевозках, не­обходимо оборудование места для отдыха (сна) водителя и участие в од­ном рейсе двух водителей. Для водителей городских автобусов можно устанавливать рабочий день с разделением смены (с двумя выходами на работу), но при продолжительности перерыва между сменами не менее 2 часов без учета перерыва на обед. В рабочее время водителя входит не только время управления автомобилем, но и время, затрачиваемое на выполнение подготовительных работ перед рейсом и после возвращения на предприятие, время проведения предрейсового осмотра (5 минут), время стоянки и время простоев не по вине водителя.

При междугородных перевозках после 3 часов непрерывного вожде­ния предусмотрена остановка на 10 минут для отдыха, а в дальнейшем остановки такой продолжительности должны быть через каждые 2 часа. Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для ка­ждого водителя 4 часа в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Пе­рерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов дол­жен предоставляться в середине рабочей смены, но не позднее чем через 4 часа после начала работы. При продолжительности рабочей смены бо­лее 8 часов могут предоставляться два перерыва общей продолжительно­стью не более 2 часов.

При организации режима труда и отдыха води­телей необходимо учитывать не только рекомендации по продолжительности работы в различных нормативных документах, но и особенности труда. К таким особенностям от­носятся: характер выполняемого задания, интенсивность движения, со­стояние дороги, уровень организации движения, рельеф местности, время суток и время года, метеорологические условия, состояние, тип и марка автомобиля. В зависимости от этих особенностей в режим труда и отдыха водителей различных транспортных предприятий и объединений необхо­димо вносить соответствующие коррективы, которые должны быть на­правлены на максимальное сохранение их работоспособности, а следова­тельно, и надежности в течение рабочего времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: