Утомление во время работы - это нормальный физиологический процесс. Нарушения, которые при этом возникают, обычно после ночного отдыха проходят, и работоспособность полностью восстанавливается.
Но если человек в течение продолжительного времени выполняет тяжелую работу, при этом ночью систематически недосыпает, у него развивается состояние, которое называется переутомлением.
Переутомление возникает как хроническое последствие нагрузки, когда утомление от предыдущего дня не проходит и накапливается.
Обычно даже после тяжелой работы, если человек хорошо выспался, он чувствует себя бодрым, отдохнувшим и не испытывает никаких неприятных ощущений. При переутомлении ночной сон не снимет чувства усталости. Кроме того, возникает вялость, общая слабость, головная боль, боль в области сердца и другие неприятные ощущения, пропадает аппетит, появляется сонливость днем и бессонница ночью. В таком состоянии требуется большое волевое усилие, чтобы хорошо выполнять даже любимую работу.
|
|
На автомобильном транспорте встречаются аварии, вызванные различными состояниями, подобными заторможенному состоянию высшей нервной деятельности по И. П. Павлову, причины которых иногда трудно объяснить точно. Чаще всего говорят об опасном состоянии утомления, слабости, сонливости и засыпании при вождении. Чаще всего «заторможенное состояние» и связанные с ним последствия возникают на прямых участках дорог. Этот факт позволяет отчасти разобраться в таком парадоксальном явлении, что на хорошо видимые ровные участки дорог приходится максимум несчастных случаев, в отличие от меньшего количества несчастных случаев на поворотах и перекрестках. Здесь, действительно, может идти речь, скорее, о «заторможенности», чем об утомлении в понимании И. П. Павлова.
«Заторможенное состояние» при управлении автомобилем может наступить вследствие нервного истощения и утомления при очень продолжительном движении; утомительной работы, предшествовавшей поездке; недостаточного отдыха перед поездкой; монотонности движения; большого количества еды; прилива крови к органам пищеварения и отлива от мозга; неблагоприятной температуры в кабине; недостатка свежего воздуха; проникновения углекислого газа из работающего двигателя.
Гипнотическое состояние, «ступор», состояние завороженности, очарования или оцепенения, является одним из факторов, который может привести к аварии. Это такое состояние, когда водитель не реагирует соответствующим образом на совершенно определенные импульсы, хотя для этого имеются все возможности и известно, что нужно делать. При гипнотическом воздействии продолжительных монотонных импульсов происходит, особенно в случае слабого типа высшей нервной деятельности, быстрое истощение клеток коры головного мозга и возникновение явлений заторможенности. При некоторых сердечно-сосудистых и прочих заболеваниях может произойти внезапная потеря сознания.
|
|
Имеются водители, склонные после ночного отдыха к «сонному опьянению», что можно объяснить как сохранение частичного торможения высшей нервной деятельности. «Сонное опьянение» - это продолжение сонной «заторможенности» после пробуждения. Лица, страдающие «сонным опьянением», ряд действий после сна выполняют без психического контроля. Некоторые функции все еще бездействуют (главным образом, активное внимание при мышлении), некоторые уже действуют (люди встают, умываются, едят и т. п.). В непредусмотренных ситуациях они не могут действовать должным образом, это состояние через различные промежутки времени заменяется обычным состоянием бодрствования.
Амнезия представляется как состояние, когда водитель испытывает определенный спад внимания и проезжает в этом состоянии значительное количество километров, что совершенно не запечатлевается в памяти. Такое состояние заканчивается субъективным переживанием, «резким прояснением сознания».
Аварийные ситуации вследствие засыпания, зрительные обманы и амнезия чаще случаются на ровных участках дорог, чем на участках с поворотами.
При появлении признаков переутомления нужно немедленно обратиться к врачу. На начальном этапе переутомления кратковременный отдых и лечение могут быстро восстановить нормальное состояние. В запущенных случаях, если человек в таком состоянии будет продолжать выполнять непосильную работу, может развиться нервное заболевание - невроз, которое требует длительного лечения. Управление автомобилем водителями в состоянии переутомления создает серьезную угрозу для безопасности дорожного движения.
Нагрузки, вызывающие переутомление могут быть следующего характера:
1) продолжение работы после 8 часов труда;
2) недосыпание и нагрузка на водителя перед началом работы;
3) управление автомобилем в ночное время;
4) отлив крови от мозга и прилив к органам питания в послеобеденный период, т.е. между 12 и 15 ч;
5) неподходящий микроклимат кабины;
6) неправильное освещение дороги;
7) употребление водителем алкоголя;
8) однообразие движения.
Для профилактики переутомления большое значение имеет рациональный режим труда и отдыха, т. е. такая организация трудовой деятельности, которая обеспечивает сохранение достаточно высокой работоспособности в течение рабочей смены, недели, месяца и года. Продолжительность ежедневной работы (смены) водителей при шестидневной рабочей неделе не должна превышать 7 часов. Продолжительность рабочей недели должна быть 41 час. Накануне выходных, в предпраздничные дни и при работе ночью продолжительность смены должна сокращаться на 1 час. Ночным считается время с 22 до 6 часов утра.
Однако ввиду того, что в некоторых автотранспортных предприятиях трудно, а иногда и невозможно организовать ежедневную семичасовую работу водителей, продолжительность смены может быть увеличена, но не более чем до 10 часов. Так как работоспособность водителей снижается при продолжительности работы более 7 часов, а количество ДТП по этой причине увеличивается, продолжительность рабочего времени более 7 часов должна быть исключением, а не правилом.
В случаях, когда продолжительность работы водителя превышает 12 часов, а это имеет место при дальних междугородных перевозках, необходимо оборудование места для отдыха (сна) водителя и участие в одном рейсе двух водителей. Для водителей городских автобусов можно устанавливать рабочий день с разделением смены (с двумя выходами на работу), но при продолжительности перерыва между сменами не менее 2 часов без учета перерыва на обед. В рабочее время водителя входит не только время управления автомобилем, но и время, затрачиваемое на выполнение подготовительных работ перед рейсом и после возвращения на предприятие, время проведения предрейсового осмотра (5 минут), время стоянки и время простоев не по вине водителя.
|
|
При междугородных перевозках после 3 часов непрерывного вождения предусмотрена остановка на 10 минут для отдыха, а в дальнейшем остановки такой продолжительности должны быть через каждые 2 часа. Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого водителя 4 часа в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов должен предоставляться в середине рабочей смены, но не позднее чем через 4 часа после начала работы. При продолжительности рабочей смены более 8 часов могут предоставляться два перерыва общей продолжительностью не более 2 часов.
При организации режима труда и отдыха водителей необходимо учитывать не только рекомендации по продолжительности работы в различных нормативных документах, но и особенности труда. К таким особенностям относятся: характер выполняемого задания, интенсивность движения, состояние дороги, уровень организации движения, рельеф местности, время суток и время года, метеорологические условия, состояние, тип и марка автомобиля. В зависимости от этих особенностей в режим труда и отдыха водителей различных транспортных предприятий и объединений необходимо вносить соответствующие коррективы, которые должны быть направлены на максимальное сохранение их работоспособности, а следовательно, и надежности в течение рабочего времени.