Виды утомления

1. По физиологическому содержанию:

· физическое;

· умственное;

· эмоциональное.

Харак­тер утомления зависит от выполняемой работы. Однако часто имеет ме­сто сочетание различных видов утомления, связанное с видом деятельно­сти. К таким видам деятельности относится и работа водителя, при кото­рой элементы физического труда сочетаются с интенсивной умственной работой, протекающей на фоне выраженного эмоционального напряже­ния. Эмоциональное утомление доминирует и является основным фактором, определяющим развитие утомления.

1) Эмоциональное утомление водителя обусловлено его постоянной готовностью реагировать на различные, внезапно возникающие изменения дорожной обстановки.

Он должен быть готовым выполнить быстрые и точные действия, исключающие возможность ДТП. В некоторые перио­ды работы водитель вынужден выполнять действия по управлению авто­мобилем в очень быстром темпе, близком к пределу его психофизиологи­ческих возможностей, что способствует развитию утомления.

Дополнительными причинами эмоционального напряжения водите­лей являются: скорость движения, не соответствующая скорости потока транспортных средств; чувство ответственности за сохранность груза, безопасность пассажиров и свою собственную, неравномерность поступ­ления информации - от полного отсутствия значимых раздражителей до десятков в минуту; необходимость часто принимать весьма ответствен­ные решения.

2) Физическое утомление связано с большой физической нагрузкой.

Часто возникает у водителей тяжелых грузовых автомобилей, когда они при движении по плохим дорогам, оперируя рычагами управления и рулевым колесом в течение продолжительного времени, выполняют большую физическую работу. Иногда водители занимаются укладкой и погрузкой груза. Если это работа с большой физической нагрузкой, то ее выполнение будет способствовать более быстрому развитию физиче­ского утомления в пути. Однако у большинства водителей физическое утомление возникает в результате малоподвижной рабочей позы и одно­образия управляющих действий.

При работе, связанной с движениями, происходит постоянная смена напряжения и расслабления мышц. Во время расслабления мышцы отды­хают, что сохраняет их работоспособность на более длительный срок. Отсутствие расслабления мышц при статическом напряжении не только исключает такой отдых, но и приводит к недостаточному кровоснабже­нию, а следовательно, и недостаточному обеспечению мышц кислородом. В результате физическое утомление развивается быстрее.

При управлении автомобилем статическое напряжение возникает не только в мышцах туловища, но и в мышцах конечностей. Руки водите­ля немного приподняты, вытянуты вперед и полусогнуты в локтевых сус­тавах. Такое положение постепенно приводит к продолжительному час­тичному сокращению мышц кистей предплечий и плечевого пояса без полной фазы расслабления. В результате развивается утомление, которое выражается в мышечной слабости и ослаблении рулевого управления. Водители, чувствуя утомление мышц рук, начинают держать руль одной рукой и периодически менять руки. Такое управление с точки зрения безопасности, особенно при вождении грузового автомобиля и на доро­гах с интенсивным движением, совершенно недопустимо.

Нижние конечности водителя постоянно находятся в полусогнутом, слегка отведенном состоянии. Такое положение способствует частичному венозному застою и нарушению нормального кровообращения, особенно в стопах и голенях. В результате через некоторое время возникает чувст­во онемения стоп, голеней и уменьшение их силы, что затрудняет работу водителя с органами управления и снижает его надежность. Для снятия статического напряжения при продолжительных перевозках грузов необ­ходимы перерывы в работе на 30-40 минут через каждые 4 часа.

3) Умственное утомление возникает при продолжительной и интен­сивной умственной работе.

Вес головного мозга составляет 2-2,5 % от веса тела, а при интенсивной работе нервные клетки расходу­ют 20 % всех энергетических ресурсов организма. Поэтому от умственных нагрузок человек утомляется не меньше, чем от физических.

Умственная работа водителя в условиях интенсивного дорожного движения или при движе­нии на большой скорости выражается в непрерывной оценке быстро ме­няющейся обстановки и принятии соответствующих решений. Часто эта работа выполняется в навязанном темпе в условиях дефицита времени и в состоянии выраженного эмоционального напряжения.

Физическая и умственная работа взаимосвязаны. У водителя это вы­ражается в том, что его действия являются следствием оценки им обста­новки и принятого решения, т. е. умственной работы. Выполнение этих управляющих действий (физическая работа) создает новую обстановку, что опять требует ее оценки и принятия нового решения и т. д.

Физиче­ское и умственное утомление взаимно влияют друг на друга. Переключе­ние с физической работы на умственную иногда снижает физическое утомление, и наоборот. Это происходит потому, что при физической и умственной работе возбуждаются различные центры головного мозга. Но при очень тяжелом фи­зическом или умственном утомлении такое переключение эффекта не дает.

2. По возможности преодоления последствий утомления:

· компенсируемое (водитель усилием воли может преодолеть возникающие нарушения и надежно управлять автомобилем);

· некомпенсируемое (водитель не в состоянии усилием воли преодолеть возникшие нарушения, в результате чего возрастает вероятность оши­бок и ДТП).

Последнее подтверждается ростом ДТП после 7 и особенно 10 часов работы, когда у водителя развивается некомпенсированное утомление.

Особенно опасным симптомом утомления является сонливость, которая иногда приводит к засыпанию за рулем. Чувствуя сонливость, водитель может бороться со сном, но засыпание может наступить и внезапно.

Это создает очень серьезную угрозу для безопасности дорожного движения. Внезапное за­сыпание иногда приводит к тому, что сон, который видит водитель, при­нимается им за реальность. Так, например, известны случаи, когда води­тель внезапно засыпал за рулем и во сне видел неожиданно появившееся препятствие на дороге (человека, собаку и др.); при быстром пробужде­нии, принимая сон за реальность, он резко тормозил или поворачивал рулевое колесо, что приводило к ДТП. Показаниями пассажиров и других водителей устанавливалось, что никаких препятствий на дороге в это время не было.

Сонливость у водителя может появиться не только при утомлении, но и в монотонной обстановке. Однообразный ландшафт окружающей местности, движение с постоянной скоростью, монотонный шум двигателя вызывают заторможенное состояние, которое иногда называют «дорожным гипнозом», «ступором» или «сонным опьянением». В этом состоянии у водителя возникает сонливость, вялость, апатия, появляются отвлеченные мысли и представления, не имеющие никакого отношения к управлению автомобилем, резко снижается готовность к действиям при неожиданном изменении дорожной обстановки. По зарубежным данным, заторможенно­му состоянию в сильной степени подвержены 23 % водителей, в легкой степени - 74 % и лишь 3 % такого состояния не испытывают.

Чтобы предупредить возникновение заторможенного состояния, ре­комендуется разговаривать с пассажирами, негромко петь, посасывать кис­лые конфеты, жевательную резинку, проветривать кабину и не допускать в ней повышения температуры, на 2-3 минуты включать в работу нерабо­тающие мышцы, изменять рабочую позу, прослушивать спортивные ра­диопередачи и легкую, бодрую музыку. Однако прослушивание радиопе­редач не рекомендуется в условиях интенсивного городского движения, так как это отвлекает внимание водителя. Если указанные мероприятия борьбы с сонливостью не помогают, то необходимо остановиться и уснуть на короткое время или проделать гимнастические упражнения.

Для предупреждения засыпания за рулем созданы различные «приборы бдительности», которые подают сильный звуковой сигнал, а если водитель на него не реагирует, то приборы выключают систему зажигания.

Так, например, в США пластиковое устройство, питающееся от батарейки, прикрепляется за ухом водителя. При засыпании, когда голова водителя опускается на 22° и он не видит дорогу, раздается резкий звуковой сигнал. Французские инженеры сконструировали электронный будильник, который фиксирует изменения электрической активности мозга. Когда водитель начинает засыпать, электрическая активность моз­га снижается и прибор подает световой сигнал. Если водитель на него не реагирует, раздается гудок, а затем выключается зажигание. Предло­жены также очки, от заушника которых отходит провод к электронному анализатору. Если очередное моргание в течение 20 секунд не происхо­дит, то включается звуковой сигнал, а затем выключается зажигание.

Приборы бдительности могут быть полезны, но проблему не реша­ют, т.к. засыпание за рулем чаще всего имеет место при управлении автомобилем в состоянии утомления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: