Налоговая система - совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в условленном порядке с налогоплательщиков на территории страны.
Принципы построения налоговой системы:
• единый подход в вопросах налогообложения, включая предоставление права на получение налоговых льгот, а также защиту законных интересов всех налогоплательщиков;
• четкое разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти;
• приоритет норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательно-нормативными актами, на относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения;
• однократность налогообложения, означающая, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный законом период налогообложения;
• определение конкретного перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, с одной стороны, и налоговых органов — с другой.
|
|
В соответствии с НК РФ в РФ трехуровневая налоговая система и соответственно устанавливаются и взимаются три вида налогов и сборов:
1. Федеральные налоги (ст. 12 НК РФ) - обязательны к уплате на всей территории РФ. Устанавливаются и вводятся НК РФ.
налог на добавленную стоимость (НДС);
акцизы;
налог на прибыль организаций;
налог от доходов от капитала;
налог на доходы физических лиц;
взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
государственная пошлина;
таможенная пошлина;
налог на пользование недрами;
водные налоги;
экологические налоги;
федеральные лицензионные сборы и другие.
2. Региональные налоги обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. Вводятся в действие в соответствии с НК РФ, но законами субъектов РФ, которые определяют, ставку регионального налога, порядок и сроки уплаты, формы отчетности и льготы.
налог на имущество организаций;
налог на недвижимость;
транспортный налог;
налог на игорный бизнес;
региональные лицензионные сборы.
3. Местные налоги и сборы обязательны к уплате на территории соответствующего муниципального образования. Вводятся нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, законами г. Москвы и Санкт-Петербурга.
земельный налог;
налог на имущество физических лиц;
налог на рекламу.
Для классификации налогов используют различные признаки, такие как:
1. На основе критерия перелагаемости налогового бремени налоги делятся на подоходно – имущественные (прямые) и налоги на потребление (косвенные). Первые взимаются в процессе приобретения, вторые в процессе их расходования.
|
|
Нет жесткого правила деления налогов на прямые и косвенные. Согласно одному из мнений прямые налоги – налоги, бремя которых ложится непосредственно на налогоплательщика, а косвенные налоги должны быть переложены налогоплательщиком на других лиц.
Традиционная классификация налогов
Рис. 1
Прямые налоги взимаются с доходов или имущества налогоплательщиков (юридических и физических лиц).
Косвенные налоги — налоги на товары и услуги, взимаемые путем включения в цену товара и тариф. При реализации облагаемого товара (услуги) полученные от фактических плательщиков налоговые суммы перечисляются в бюджет лицом, производящим реализацию. К таким налогам относятся акцизы, налог с оборота, замененный в большинстве развитых стран налогом на добавленную стоимость (НДС), налоги на некоторые виды продаж, таможенные пошлины.
Прямые налоги подразделяются на реальные и личные. Для реальных налогов характерно взимание с отдельных видов имущества (поземельный, подомовой, подушный, промысловый); обложение строится на основе средней доходности этого имущества.
Личные налоги - это налоги на доходы или имущество, взимаемые у источника дохода или по декларации (подоходный налог, налог на прибыль, налоги на наследство, дарение и т.д.).
2. Закрепленные и регулирующие налоги. Закрепленные - на длительный период полностью или в частях эти налоги закреплены, как источник конкретного бюджета. Регулирующие - распределение текущих налогов между различными бюджетами происходит при утверждении федерального бюджета на конкретный год.
3. Государственные и местные налоги. Это деление происходит по степени компетенции органов власти различных уровней в отношении решения вопросов установления и введения в действие налогов.