ТЕМА: Исторические хроники и дневниковые записи путешественников как источники краеведческих знаний о Беларуси
ЦЕЛЬ: Сформировать представление у учащихся о хрониках как источниках истории.
ЗАДАЧИ: 1) Развитие навыков анализа «хроник» и летописных источников Беларуси.
2) Формирование умений учащихся определять тождественность и отличия хроник ит летописей.
3) Сформировать знания о влиянии хроник дневниковые записей путешественников на развитие исторической науки Беларуси.
.
ТИП УРОКА: Комбинированный
ФОРМА: урок импровизация
СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ: сочетание коллективных, групповых и индивидуальных способов обучения.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: иллюстративный, словесный, эвристический, проблемно-поисковый.
ОБОРУДОВАНИЕ: план-конспект.
ВРЕМЯ: 90 мин.
СТРУКТУРА УРОКА:
1. Организационный момент.
- Постановка проблемных вопросов:
- Совместный поиск ответов на поставленные вопросы
- Осмысление и закрепление полученных знаний через анализ и обобщение материала.
- Самостоятельные выводы по изучаемой теме.
- Оценивание учащихся и дом. задание.
Домашнее задание: повтор пройденного материала
|
|
Конспект урока
- Хроники. Общая характеристика. Схожесть и отличие хроник и летописей.
- Дневники путешественников и записки как популярный жанр литературы в XVI – ХІХ в.в..
- Публикации дневниковых записей.
1. Термин "Хроника" (от греч. Χρόνος — время) имеет несколько значений:
· Запись исторических событий в хронологической последовательности, один из основных видов средневековых исторических сочинений (русские летописи; "Хроники" Р. Холиншеда).
· Литературный жанр — повествовательного или драматического произведения, излагающего исторически достопримечательные события в их временной последовательности, а также повести о частной жизни, использующие приёмы хроникального повествования ("Семейная хроника" С. Т. Аксакова).
Хроника, как историческое произведение, впервые была создана в Византии. Историческая концепция таких произведений была самым тесным образом связана с церковным мировоззрением и делала византийские политические грёзы о едином мировом государстве частью их церковного учения. Как правило, хроники начинают своё повествование с основания мира. Переводы хронографов в основном производились в Болгарии
На Руси в XI—XII веках переводные хроники получили широчайшее распространение, самые известные из них: "Хроника Георгия Амартла", "Хроника Георгия Синкелла", "Хроника Иоана Малалы".
На белорусской земле один из самых значимых памятников является "Хроника польская жмудская и всей Руси " Матея Стрыйковского, которая была опубликован в 1582 г. в Крулевце (Кенигсберге). Хроника Стрыйковского состоит из 25 книг, каждая из которых посвящена описанию определенной этнополитической общности или определенного исторического периода. Помимо восточных славян и поляков, в сочинении Стрыйковского представлено описание истории их соседей по региону - литовцев, пруссов, жмуди, лифляндцев и др.
|
|
По сложившейся традиции, первая книга посвящена описанию древнейшей истории человечества, где Стрыйковский находит место и восточным славянам. Очерк русской истории, до момента поглощения русских княжеств Литвой, занимает три книги хроники - четвертую, пятую и, частично, шестую, - которые дают исчерпывающе полное представление о прошлом русских земель и взаимоотношениях русских княжеств с Польшей и другими соседними государствами. Московскому государству ни один раздел хроники не посвящен, информация о нем представлена в описании истории Великого княжества Литовского, начиная с 21-й книги, описывающей события XVI в.
Летопись – разновидность письменных источников XI-XVII вв., в которых повествование велось по годам. Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: “в лето” — отсюда название – летопись.
Летописи – важнейшие исторические источники, самые значительные памятники общественной мысли и культуры. Обычно в летописи излагалась история от ее начала, иногда летописи открывались библейской историей и продолжались античной, византийской и русской. Летописи играли важную роль в обосновании княжеской власти и пропаганде единства русских земель. Летописи содержат значительный материал о происхождении восточных славян, об их государственной власти, о политических взаимоотношениях восточных славян между собой и с др. народами и странами.
Характерной чертой летописей был так называемый стиль монументального историзма — стремление сообщать лишь о наиболее важном и значительном
В состав летописей входили произведения следующих жанров: предания, былины, договоры, законодательные акты, похвальные слова, воинские повести, жития, поучения.
Повествование в летописи было двух типов:
1) собственно погодные записи – сообщения о событиях, и летописные рассказы - описания событий, с конкретными деталями, диалогами.
2) Вторые, в свою очередь представлены двумя типами:
· одни рассказы повествуют о событиях современных летописцу, они обычно литературно обработаны и более реалистичны;
· другие о событиях давно прошедших: обычно это эпические предания, легенды, лишь впоследствии внесенные в летописи; их отличают эпическая лаконичность описания, обобщенность образов героев, сюжетная занимательность и эффект неожиданности.
Летописи относятся к числу "объединяющих жанров" (термин Д.С. Лихачева), подчиняющих себе жанры своих компонентов: исторической, преимущественно, воинской повести, жития святого, поучения, похвального слова, различных документов. В составе летописей дошли до нас многие произведения древнерусской литературы: "Поучения" Владимира Мономаха, "Хождение за три моря" Афанасия Никитина и др. Новые летописи составлялись обычно как своды и компиляции предшествующих летописей и заключались записями о современных событиях. Продолжая труды своих предшественников, летописцы дополняли или сокращали их, стремясь создать единое повествование, подчиняя его определенной исторической концепции и политическим установкам.
2. Дневники путешественников и записки как популярный жанр литературы в XVI – ХІХ в.в..
Дневники – как вид мемуарных произведений возникают тогда, когда современник повествует о событиях, людях, чувствах и т. д. день за днем, на протяжении всей своей жизни либо определенного периода. Обычно дневники пишутся по личной инициативе автора, и авторы повествуют о пережитом с позиции того же времени. Если воспоминаниям присущ ретроспективный взгляд на события, то автор дневника еще находится под определенным эмоциональным воздействием от события, не может подняться до осмысления его в целом, отражая только отдельные стороны действительности. Часто исследователю приходится изучать большое количество деталей, чтобы за ними уяснить суть происходившего.
|
|
Впрочем, чистых видов мемуаров почти не существует. Так, довольно часто автор воспоминаний обращается к отдельным записям прошлых лет (дневникам). Официальные лица стремятся прибегнуть к различного рода документам для подтверждения своих записей и т. д. В таком случае мемуарные произведения приобретают определенный синтетический характер ценный по содержанию, по информации, но очень сложный ряд анализа источника.
Такого рода синтетический характер довольно часто встречаем в записках путешественников, которые определяют как особый жанр историко-литературных произведений. Действительно, литературе путешествий всегда принадлежала существенная роль в процессе знакомства одного народа с другим. Наблюдения путешественника – это, как правило, свежий взгляд со стороны, со стороны другой культуры, других традиций и ценностей. И все же существует характерная черта, которая позволяет отнести свидетельства путешественников к мемуарным произведениям, ибо они тоже, прежде всего, основывались на памяти и фиксировались преимущественно в виде дневниковых записей или воспоминаний (а также их сочетания).
Естественно, при изучении мемуаров следует принимать во внимание не только видовые особенности, но и конкретные временные и локальные условия их формирования. Мемуарные произведения не возникли на пустом месте. В Западной Европе, в Речи Посполитой этот жанр формировался на основе хроникального. По истории Великого княжества Литовского выделяется такой этап развития мемуаров как историко-мемуарная литература. В Российском государстве большое влияние оказала также житийная литература.
|
|
По своему происхождению мемуары близки к таким видам повествовательных источников как эссе (мнение по произвольно выбранной или общественной проблеме), к эпистолярной (материалы переписки) и художественной литературе. Довольно часто все это приводит к тому, что исследователи объединяют все вышеназванные виды под общим названием – источники личного происхождения.