Конспект урока

ТЕМА: Исторические хроники и дневниковые записи путешественников как источники краеведческих знаний о Беларуси

ЦЕЛЬ: Сформировать представление у учащихся о хрониках как источниках истории.

ЗАДАЧИ: 1) Развитие навыков анализа «хроник» и летописных источников Беларуси.

2) Формирование умений учащихся определять тождественность и отличия хроник ит летописей.

3) Сформировать знания о влиянии хроник дневниковые записей путешественников на развитие исторической науки Беларуси.

.

ТИП УРОКА: Комбинированный

ФОРМА: урок импровизация

СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ: сочетание коллективных, групповых и индивидуальных способов обучения.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: иллюстративный, словесный, эвристический, проблемно-поисковый.

ОБОРУДОВАНИЕ: план-конспект.

ВРЕМЯ: 90 мин.

СТРУКТУРА УРОКА:

1. Организационный момент.

  1. Постановка проблемных вопросов:
  2. Совместный поиск ответов на поставленные вопросы
  3. Осмысление и закрепление полученных знаний через анализ и обобщение материала.
  4. Самостоятельные выводы по изучаемой теме.
  5. Оценивание учащихся и дом. задание.

Домашнее задание: повтор пройденного материала

Конспект урока

  1. Хроники. Общая характеристика. Схожесть и отличие хроник и летописей.
  2. Дневники путешественников и записки как популярный жанр литературы в XVI – ХІХ в.в..
  3. Публикации дневниковых записей.

1. Термин "Хроника" (от греч. Χρόνος — время) имеет несколько значений:

· Запись исторических событий в хронологической последовательности, один из основных видов средневековых исторических сочинений (русские летописи; "Хроники" Р. Холиншеда).

· Литературный жанр — повествовательного или драматического произведения, излагающего исторически достопримечательные события в их временной последовательности, а также повести о частной жизни, использующие приёмы хроникального повествования ("Семейная хроника" С. Т. Аксакова).

Хроника, как историческое произведение, впервые была создана в Византии. Историческая концепция таких произведений была самым тесным образом связана с церковным мировоззрением и делала византийские политические грёзы о едином мировом государстве частью их церковного учения. Как правило, хроники начинают своё повествование с основания мира. Переводы хронографов в основном производились в Болгарии

На Руси в XI—XII веках переводные хроники получили широчайшее распространение, самые известные из них: "Хроника Георгия Амартла", "Хроника Георгия Синкелла", "Хроника Иоана Малалы".

На белорусской земле один из самых значимых памятников является "Хроника польская жмудская и всей Руси " Матея Стрыйковского, которая была опубликован в 1582 г. в Крулевце (Кенигсберге). Хроника Стрыйковского состоит из 25 книг, каждая из которых посвящена описанию определенной этнополитической общности или определенного исторического периода. Помимо восточных славян и поляков, в сочинении Стрыйковского представлено описание истории их соседей по региону - литовцев, пруссов, жмуди, лифляндцев и др.

По сложившейся традиции, первая книга посвящена описанию древнейшей истории человечества, где Стрыйковский находит место и восточным славянам. Очерк русской истории, до момента поглощения русских княжеств Литвой, занимает три книги хроники - четвертую, пятую и, частично, шестую, - которые дают исчерпывающе полное представление о прошлом русских земель и взаимоотношениях русских княжеств с Польшей и другими соседними государствами. Московскому государству ни один раздел хроники не посвящен, информация о нем представлена в описании истории Великого княжества Литовского, начиная с 21-й книги, описывающей события XVI в.

Летопись разновидность письменных источников XI-XVII вв., в которых повествование велось по годам. Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: “в лето” — отсюда название – летопись.

Летописи – важнейшие исторические источники, самые значительные памятники общественной мысли и культуры. Обычно в летописи излагалась история от ее начала, иногда летописи открывались библейской историей и продолжались античной, византийской и русской. Летописи играли важную роль в обосновании княжеской власти и пропаганде единства русских земель. Летописи содержат значительный материал о происхождении восточных славян, об их государственной власти, о политических взаимоотношениях восточных славян между собой и с др. народами и странами.

Характерной чертой летописей был так называемый стиль монументального историзмастремление сообщать лишь о наиболее важном и значительном

В состав летописей входили произведения следующих жанров: предания, былины, договоры, законодательные акты, похвальные слова, воинские повести, жития, поучения.

Повествование в летописи было двух типов:

1) собственно погодные записи – сообщения о событиях, и летописные рассказы - описания событий, с конкретными деталями, диалогами.

2) Вторые, в свою очередь представлены двумя типами:

· одни рассказы повествуют о событиях современных летописцу, они обычно литературно обработаны и более реалистичны;

· другие о событиях давно прошедших: обычно это эпические предания, легенды, лишь впоследствии внесенные в летописи; их отличают эпическая лаконичность описания, обобщенность образов героев, сюжетная занимательность и эффект неожиданности.

Летописи относятся к числу "объединяющих жанров" (термин Д.С. Лихачева), подчиняющих себе жанры своих компонентов: исторической, преимущественно, воинской повести, жития святого, поучения, похвального слова, различных документов. В составе летописей дошли до нас многие произведения древнерусской литературы: "Поучения" Владимира Мономаха, "Хождение за три моря" Афанасия Никитина и др. Новые летописи составлялись обычно как своды и компиляции предшествующих летописей и заключались записями о современных событиях. Продолжая труды своих предшественников, летописцы дополняли или сокращали их, стремясь создать единое повествование, подчиняя его определенной исторической концепции и политическим установкам.

2. Дневники путешественников и записки как популярный жанр литературы в XVI – ХІХ в.в..

Дневники – как вид мемуарных произведений возникают тогда, когда современник повествует о событиях, людях, чувствах и т. д. день за днем, на протяжении всей своей жизни либо определенного периода. Обычно дневники пишутся по личной инициативе автора, и авторы повествуют о пережитом с позиции того же времени. Если воспоминаниям присущ ретроспективный взгляд на события, то автор дневника еще находится под определенным эмоциональным воздействием от события, не может подняться до осмысления его в целом, отражая только отдельные стороны действительности. Часто исследователю приходится изучать большое количество деталей, чтобы за ними уяснить суть происходившего.

Впрочем, чистых видов мемуаров почти не существует. Так, довольно часто автор воспоминаний обращается к отдельным записям прошлых лет (дневникам). Официальные лица стремятся прибегнуть к различного рода документам для подтверждения своих записей и т. д. В таком случае мемуарные произведения приобретают определенный синтетический характер ценный по содержанию, по информации, но очень сложный ряд анализа источника.

Такого рода синтетический характер довольно часто встречаем в записках путешественников, которые определяют как особый жанр историко-литературных произведений. Действительно, литературе путешествий всегда принадлежала существенная роль в процессе знакомства одного народа с другим. Наблюдения путешественника – это, как правило, свежий взгляд со стороны, со стороны другой культуры, других традиций и ценностей. И все же существует характерная черта, которая позволяет отнести свидетельства путешественников к мемуарным произведениям, ибо они тоже, прежде всего, основывались на памяти и фиксировались преимущественно в виде дневниковых записей или воспоминаний (а также их сочетания).

Естественно, при изучении мемуаров следует принимать во внимание не только видовые особенности, но и конкретные временные и локальные условия их формирования. Мемуарные произведения не возникли на пустом месте. В Западной Европе, в Речи Посполитой этот жанр формировался на основе хроникального. По истории Великого княжества Литовского выделяется такой этап развития мемуаров как историко-мемуарная литература. В Российском государстве большое влияние оказала также житийная литература.

По своему происхождению мемуары близки к таким видам повествовательных источников как эссе (мнение по произвольно выбранной или общественной проблеме), к эпистолярной (материалы переписки) и художественной литературе. Довольно часто все это приводит к тому, что исследователи объединяют все вышеназванные виды под общим названием – источники личного происхождения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: