Публикации дневниковых записей

Самуил Маскевич «Паментуки», что можно перевести как мемуары, воспоминания. Большая часть работы имеет вид дневника, т. е. записи следуют с указанием дней. Но на самом деле видно, что это писалось по памяти, спустя много времени.

Записи Маскевича представляют источник первостепенного значения при изучении интервенции 1611-1612 гг. в Россию и, в частности, о захвате Москвы, тем более, что автор не ограничился описанием чисто военных дел, а постарался дать очерк жизни московской знати начала XVII ст. При этом он никак не старается показать своих в розовом свете, а противника очернить. О москвичах говорит с уважением, отмечая их храбрость и всеобщее участие в восстании и борьбе против интервентов.

Уйдя из Москвы, Маскевич какое-то время служит в войске на Украине, после чего приехал в свое родовое поместье на Новогрудчине, откуда, однако, часто отлучался то в Варшаву, то в другие места. О своей родной Новогрудчине он, в сущности, не сообщает ничего, и его "памятники" для истории Беларуси представляют интерес только с точки зрения личности автора, его поведения и взглядов.

Первые записи относятся к 1594 г. (должно быть к 1595), когда он мельком и неверно говорит о нападении Наливайко. Очевидно, писал по памяти, в большой мере — по слухам.

Вообще же память у Маскевнча, видимо, была исключительная, дав ему возможность написать очень содержательную книгу о трагических событиях стоятельствах 1610-1612 гг.

// Маскевич. Изд. 1838. Вильно. Предисловия нет. издал учитель Виленской гимназии Ян Закоржевскии.

1594. Наливайко "появился и делал в Литве много плохого. Имел несколько тысяч при себе людей, а гультайство около него собиралось, чтобы сваволить Против пошли поветы и денежные люди" (с.1). Наливайко уходил, но пол Лубнами "достал в руки карателей».

1602. В том году появился царь московский Дмитрии, сын Иоанна, называемого таран, у князя Адама Вишневецкого в Брагине. Далее все известное о встрече у короля, о Марине Мнишек. Годунов с женой и сыном отравились (с.2).

Радзивил Богуслав «Автобиография» -

"Диариуш" витебского воеводы Яна Антония Храповицкого как источник для истории Беларуси.

Белорусская шляхта (в отчасти и магнаты) в течение XVI—XX столетий оставила немало памятников характера мемуаров и дневников. "Диариуш" (дневник) Храповицкого среди них выделяется как скрупулезностью записей, так и продолжительностью: он велся с 1656 по 1685 г.

Я.А.Храповицкий (1.Х.1612 — 3.Х1.1685) происходил из старой белорусской шляхетской фамилии, проживавшей в северной Беларуси, точнее — у самого Витебска. Как его предки, так и ближайшая родня - современники занимали в Витебском воеводстве видные должности. Первый из известных предков Храповицкого был Михаил Данилович. Сын Михаила — Федор Михайлович, витебский хорунжий, женился на дочери витебского городничего Ечене Дашкович. Эта семья тоже принадлежала к старинной православной белорусской фамилии и находилась в родстве с Сапегами, мощь которых, впрочем, определилась лишь во второй половине XVI в. Жена принесла Федору Михайловичу в приданое имение Храповичи, расположенное км в 20 от Витебска, в связи с чем потомки Федора стали именоваться Храповицкими. Сын Федора, Иван Храповицкий, был витебским хорунжим; вторая жена его происходила из Глебовичей, одной из самых видных фамилий Великого княжества Литовского. Глебовичи были кальвинистами, и, возможно, под их воздействием Иван Храповицкий перешел из православия в кальвинизм.

Сын Ивана Крыстоф (Христофор), отец Яна Антония, как и все его дети были кальвинистами.

Для Беларуси XVI века переход из шляхты в кальвинизм у шляхты и магнатов было явлением не редким, и Храповицкие не были в этом исключением. Однако, в большинстве случаев кальвинисты впоследствии, оставляя эту веру, не возвращались в православие, а переходили в католичество. Это же и касалось рода Храповицких. Из трех христианских религий (православие, католицизм и кальвинизм) католицизм для шляхты Речи Посполитой стал наиболее выгодной, обеспечивающей всего больше шансов на жизненный успех. Вес последующее поведение Храповицкого говорит о том, что смена религии была произведена им в результате трезвого расчета, и вообще это был человек, умевший извлекать выгоду в самых разнообразных условиях.


Литература:

  1. Улашчык, М. Мемуары і дзённікі як крыніцы па гісторыі Беларусі: З рукапіснай спадчыны / Укладальнікі: Я.М. Кісялёва, В.У. Скалабан. – Мн.: Пейто, 2000. – 86 с.
  2. Семянчук, А.А. Беларуска-літоўскія летапісы і польсктя хронікі: вуч. дап. –Гродна, 2000. – 163 с.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: